Найти тему

Мы живем в симуляции? Доказательства виртуальности нашего мира

Оглавление

По прогнозам ученых, через 50-100 лет возможности компьютеров вырастут в миллион раз. Геймеры будут в восторге, ведь однажды мы сможем создавать виртуальные миры такими реалистичными, что их жители будут иметь сознание, но не смогут догадаться, что живут в симуляции.

А вдруг мы сами – персонажи игры? Теория о том, что наша реальность – всего лишь иллюзия, стала сюжетом многих фэнтези-фильмов, но есть ли реальные доказательства этому? Вот какие доводы нашли «Капитаны будущего».

Кому пришла в голову эта безумная идея?

Гипотезу о том, что человечество живет в симуляции, выдвинул американский физик Джон Арчибальд Уилер еще в 1989 году. Однако популярной идея стала, когда свои доводы сформулировал профессор Оксфордского университета Ник Бостром в 2003 году. Он предположил, что если в будущем мы будем создавать сверхреалистичные игровые миры и наделять их персонажей сознанием с помощью искусственного интеллекта, то велика вероятность, что мы сами живем в симуляции, созданной оригинальной расой.

-2

Этой идеей заинтересовался Илон Маск. По его мнению, есть лишь один шанс из миллиарда, что наша реальность – не выдумка. Предприниматель на 99,99% уверен, что мы живем в матрице. В качестве доказательства он приводит факт, что человечество достигло удивительного технологического прогресса всего лишь за несколько десятилетий.

«В 1970-х у нас был Pong – два прямоугольника и точка. Так выглядели игры в то время. Сегодня мы имеем фотореалистичные трехмерные симуляции, в которые одновременно играют миллионы людей по всему миру.

Если предположить, что видеоигры продолжат развиваться в том же ключе, то рано или поздно они станут неотличимы от реальности. Вероятность того, что мы живем в базовой реальности, – один к миллиардам», – считает Илон Маск, основатель Tesla Motors и SpaceX.

Как работает виртуальная реальность в видеоиграх?

Передвигаясь по Сан-Андреасу из GTA, мы видим, как вокруг кипит городская жизнь. Но на самом деле машины и пешеходы появляются только на тех улицах, где в данный момент находится игрок. Остальные локации упрощаются или не прогружаются вовсе. По такому принципу работают все игры – это нужно, чтобы ваш компьютер не зависал от перегруза.

-3

Получается, виртуальная реальность существует только там, куда направлен наш взгляд, и наблюдатель влияет на игровой мир одним фактом своего наличия.

Что об этом говорит наука?

«Эффект наблюдателя» – норма для гейминга, однако похожее явление в реальной жизни заметили ученые-физики. Результаты эксперимента с двумя щелями Томаса Юнга и его последователей взволновали весь мир и перевернули наше представление о науке и реальности. Оказалось, что квантовые объекты (самые маленькие частицы, из которых состоит все вокруг) меняют свое «поведение», когда мы начинаем за ними наблюдать. Они могут незаметно для нас менять направление своего движения, находиться в разных местах в одно и то же время, телепортироваться и «договариваться» с себе подобными. В рамках эксперимента это отражалось на рисунке, который мы видим на стене: на первой картинке ученый не наблюдал за «поведением» частиц, а на второй стал смотреть на их передвижения.

Что все это значит? Может быть мы живем в мультивселенной? Или мир существует только когда мы его видим? А может мы и правда герои чьей-то видеоигры? Пока что наука разводит руками: ученые не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эти предположения.

Как говорил нобелевский лауреат, отец квантовой механики Нильс Бор, «все, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Если квантовая механика вас еще не шокировала окончательно, вы плохо ее понимаете».

Сбой в системе

Любая игра несовершенна, поэтому пока ученые ищут научные доказательства теории, люди сами проверяют наш мир на наличие ошибок. Одним из глюков в программе многие считают дежавю – чувство, что вы уже были в этом месте и знали, что произойдет дальше. Что это – особенность мозга? Или кто-то вернул нашего персонажа в прошлое и заново проходит уровень?

-4

Люди часто замечают баги в реальной жизни. То локация не прогрузилась, то матрица сбоит, то вещи застревают в текстурах.

Кто нами управляет?

Если мы все-таки живем в видеоигре, то кто управляет нашими действиями и эмоциями? Неужели существует режим Бога? Точного ответа пока нет, но с точки зрения науки нет ничего невозможного в том, что вселенная – трехмерная проекция реальности, а наши мысли и чувства – результаты сложнейших математических вычислений суперкомпьютера.

-5

Подписывайтесь на новый научно-популярный журнал «Капитаны будущего», чтобы узнать больше о компьютерных технологиях и видеоиграх. Кстати, недавно рассказывали про первую игровую приставку, с идеи которой и началась вся эта заварушка.