Найти тему

Ноги на картинах Босха

Hertogenbosch (“Герцогский лес”) или просто Ден Бош, город с самыми вкусными пирожными, драконами, единорогами, каналами и еще это родина Иеронима Босха (Ерун Антонисон ван Акен), и эту фамилию он себе присвоил по месту жительства. По всему городу можно встретить скульптуры, выполненные из фрагментов его картин.

Скульптура по мотивам Босха
Скульптура по мотивам Босха
Найти такие же ноги можно во фрагменте произведения Босха на центальной части триптиха про страшный суд
Найти такие же ноги можно во фрагменте произведения Босха на центальной части триптиха про страшный суд
Скульптура по мотивам правой створки («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений"Босха, смотрите фото ниже
Скульптура по мотивам правой створки («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений"Босха, смотрите фото ниже
Фрагмент инсталляции одного из последователей Босха
Фрагмент инсталляции одного из последователей Босха

Концентрация ног на картинах Босха зашкаливает. Отрезанная нога традиционно ассоциируется с увечьями или пытками, а у Босха она связанна к тому же с ересью и магией. А в городе кроме скульптур есть арт-центр Босха, где находятся его репродукции и еще много всего фантастичного от его последователей.

Фрагмент правой створки («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений"
Фрагмент правой створки («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений"
Правая створка («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений"
Правая створка («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений"

Правая створка («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений" получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой. Кстати, студентка университета Оклахомы Амелия Хэмрик в 2014 году попыталась «расшифровать» эту нотную запись и переложить ее для фортепиано. А некто Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для адской песни хоровую аранжировку и сочинил для нее грустные слова, в частности, такие: «Наши попы поют, пока мы горим в чистилище».

Кстати, о еще одном последователе ног с нотами с картины Босха можно узнать в посте про выставку в Кунстхал и De Pot в Роттердаме.

Обратная сторона правой створки триптиха "Страшный суд"
Обратная сторона правой створки триптиха "Страшный суд"

На обратной стороне правой створки триптиха "Страшный суд" изображен святой Бавон. Он родился в Брабанте (в настоящее время часть Бельгии) в конце шестого столетия, выгодно женился, стал богатым землевладельцем, имел дочь. Он жил несколько беспорядочной, беспутной жизнью. Но, после ранней смерти жены, отказался от разгульной жизни, раздал все свое имущество бедным и стал вести отшельническую жизнь, проводя все время в молитвах о покаянии.
О нем ходила легенда, что жилище свое он соорудил в дупле в лесу неподалеку от Гента. Бавон является святым патроном соколиных охотников. Он стал очень почитаемым святым на севере Нидерландов, его именем названо множество церквей.
Здесь Бавон изображен в изящной одежде, с соколом и кошельком. Вокруг - нищие. Как и в других картинах Босха, здесь присутствуют предметы-символы и опять же отрезанная нога.

Есть одна теория, связанная с гениальным воображением художника - это предположение о влиянии простого ржаного хлеба на сознание Босха. В средние века спорынья (род грибка) поражала рожь, вызывая галлюцинации и даже эпидемии пищевого токсикоза. Возможно, именно в такие моменты Босх и видел свои фантастические миры.