Hertogenbosch (“Герцогский лес”) или просто Ден Бош, город с самыми вкусными пирожными, драконами, единорогами, каналами и еще это родина Иеронима Босха (Ерун Антонисон ван Акен), и эту фамилию он себе присвоил по месту жительства. По всему городу можно встретить скульптуры, выполненные из фрагментов его картин.
Концентрация ног на картинах Босха зашкаливает. Отрезанная нога традиционно ассоциируется с увечьями или пытками, а у Босха она связанна к тому же с ересью и магией. А в городе кроме скульптур есть арт-центр Босха, где находятся его репродукции и еще много всего фантастичного от его последователей.
Правая створка («Музыкальный Ад») триптиха Босха "Сад земных наслаждений" получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой. Кстати, студентка университета Оклахомы Амелия Хэмрик в 2014 году попыталась «расшифровать» эту нотную запись и переложить ее для фортепиано. А некто Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для адской песни хоровую аранжировку и сочинил для нее грустные слова, в частности, такие: «Наши попы поют, пока мы горим в чистилище».
Кстати, о еще одном последователе ног с нотами с картины Босха можно узнать в посте про выставку в Кунстхал и De Pot в Роттердаме.
На обратной стороне правой створки триптиха "Страшный суд" изображен святой Бавон. Он родился в Брабанте (в настоящее время часть Бельгии) в конце шестого столетия, выгодно женился, стал богатым землевладельцем, имел дочь. Он жил несколько беспорядочной, беспутной жизнью. Но, после ранней смерти жены, отказался от разгульной жизни, раздал все свое имущество бедным и стал вести отшельническую жизнь, проводя все время в молитвах о покаянии.
О нем ходила легенда, что жилище свое он соорудил в дупле в лесу неподалеку от Гента. Бавон является святым патроном соколиных охотников. Он стал очень почитаемым святым на севере Нидерландов, его именем названо множество церквей.
Здесь Бавон изображен в изящной одежде, с соколом и кошельком. Вокруг - нищие. Как и в других картинах Босха, здесь присутствуют предметы-символы и опять же отрезанная нога.
Есть одна теория, связанная с гениальным воображением художника - это предположение о влиянии простого ржаного хлеба на сознание Босха. В средние века спорынья (род грибка) поражала рожь, вызывая галлюцинации и даже эпидемии пищевого токсикоза. Возможно, именно в такие моменты Босх и видел свои фантастические миры.