Найти тему
Полит-НН.Ру

Возможности регионов по снижению уровня коррупции серьезно ограничены

При сложившихся институциональных условиях сроки прохождения инвесторами в Нижегородской области так называемого «клиентского пути» (получение земельного участка с разрешением на строительство и подключение к необходимой инфраструктуре) могло бы занимать не три с половиной года, а больше.

Дело в том, что в строительстве есть много факторов, которые способствуют росту издержек на всех этапах, и они связаны с коррупцией или неэффективностью работы государственного аппарата на всех уровнях.

В частности, выделение участков под строительство у нас традиционно сопровождается задержками и затратами, выгодными занимающимися этой работой госструктурам, которые порой обусловливают выдачу разрешения определенными требованиями – открытыми или скрытыми. И здесь появляется почва для коррупции – она просто заложена в эту систему. Бизнес, в том числе и строительный, испытывает давление со стороны многочисленных проверяющих структур, которые облагают его данью. Поэтому в настоящих условиях полностью преодолеть эти обстоятельства не представляется возможным.

Что можно сделать в этом плане на уровне региона? На мой взгляд, возможности региональных руководителей достаточно ограничены. Не может быть такого, что в одном субъекте федерации есть коррупционные проявления, увеличивающие издержки бизнеса, а в другом они на порядок меньше. Так не бывает. Но определенные различия могут иметь место.

Что может сделать региональное руководство, в первую очередь губернатор, чтобы снизить подобные издержки? Если осуществлять жесткий контроль, то можно нажить себе могущественных врагов. И не только на уровне региона, но и на уровне федеральных структур, с которыми региональный лидер не должен ссориться.

Планы губернатора Нижегородской области по сокращению «клиентского пути» до одного года можно только приветствовать, они лишний раз показывают, что в сравнении с другими регионами нашей страны, в том числе и по линии издержек бизнеса, наш регион выглядит лучше. В том числе в глазах руководителей федерального уровня, решающих, какому региону дать средства в первую очередь.

Выделяемые Нижегородской области деньги осваиваются более успешно, чем в других, дают бо́льшую отдачу при бо́льшем контроле и более высоком качестве управления. И за счет этих преимуществ мы по ряду направлений оказываемся впереди.

Сможем ли мы добиться поставленной губернатором цели, втрое снизив время подготовки к запуску инвестпроектов? Сама постановка задачи уже может хотя бы немного помочь, показывая, в каком направлении власть хочет двигаться. Но одного желания совершенно недостаточно. Точно так же, как и призывы бороться с коррупцией никак не снижают уровень этой самой коррупции.

Сможет ли региональное руководство достичь заявленной цели? Я думаю, в полной мере добиться этого в нынешний условиях не получится. Тем более что бюджетные приоритеты сейчас складываются таким образом, что на инфраструктурные проекты и на строительство будет выделяться меньшая доля бюджета, чем прежде, и надо это принять как объективную реальность на ближайшую перспективу.

В этих условиях опираться можно на частный бизнес. Если он почувствует уверенность, если у него не будет ощущения, что затраты должны окупаться как можно быстрее, за два-три года, а проекты с более длительным сроком окупаемости слишком опасны, тогда инвестиции будут приходить в регион.

Рассчитывать, что государство покроет всю потребность в инвестициях, можно лишь в небольшой степени. В строительстве этого ожидать не стоит. Государственные затраты здесь не смогут компенсировать уменьшение затрат бизнеса, а затраты бизнеса могут зависеть от самых разных обстоятельств, в том числе от вышеназванных.

Поэтому возможности регионального правительства я бы не стал преувеличивать. Но сама постановка цели вызывает определенное уважение.

Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС