Найти тему
Логопед дает совет

Как научить пересказу

Пересказ -- одна из начальных ступенек работы над связной речью. И пересказу ребенка нужно учить.

Пересказ развивает внимание, память , мышление, обогащает словарный запас.

Во время работы над пересказом ребенок учится отвечать на вопросы развернутыми предложениями, формулировать мысль, делать логические выводы, давать оценку героям. Он имеет большое значение в развитии познавательных и творческих способностей.

Методику работы над пересказом можно разобрать на примере вчерашнего видео с Олесей:

Мы впервые взяли с девочкой пересказ фонетического рассказа (специально составленный рассказ для автоматизации поставленного звука) и решали одновременно несколько задач.

1. Закрепление звука c в рассказах.

2. Умение отвечать на вопросы полным предложением.

3. Составлять пересказ.

Текст рассказа "Высокая сосна"

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

1. Перед работой Олеся получила точную инструкцию, о том, что нужно послушать рассказ, и приготовиться отвечать на вопросы.

Так я направила внимание девочки на то, что ей нужно сделать.

2. После чтения я начала задавать вопросы по тексту.

Это нужно для того, чтобы во-первых понять, насколько ребенок внимательно слушал, понял и запомнил текст, а во-вторых для того, чтобы научить строить полные ответы на вопросы. Большинство детей, так же как Олеся, на вопрос "Что стоит во дворе у Сони?" ответят одним словом "сосна" или двумя "высокая сосна".
Задача научить ребенка "цепляться" за "хвост вопроса". В вопросе "Что стоит во дворе у Сони?" "хвостом" будет "у Сони". И получится полный ответ "У Сони во дворе стоит всокая сосна".
Таким образом проводится работа над всеми предложениями.
Олесе я объясняю что такое полное предложение. В конце видео закрепляю это понятие вопросом и собственным ответом.

3. В ходе работы над пересказом обязательно проводится работа над пополнением словаря и уточнением непонятных слов и выражений.

В видео мы обсудили почему сухую сосну папе нужно спилить.

4. Для Олеси задача осложнялась тем, что нужно было следить за артикуляцией поставленных звуков. Проблемный звук "с" в потоке речи еще западает, если девочка торопится. А вот звуки "л, ль, р, рь" как будто всега у Олеси были. Шикарно звучит "ш" в словах "потому што" и "большая".

В случае с Олесей такая нагрузка допустима. Потому что у девочки нет тяжелого речевого нарушения. Ей дается все легко. Все звуки поставлены за два месяца.

5. Следущий этап работы над пересказом не вошел в видео. Но упускать его ни в коем случае нельзя. Это этап повторного слушаеия рассказа. Взрослый читает, а ребенка просят послушать и постараться запомнить.

6. Этап, когда ребенок сам или при помощи взрослого перескажет рассказ.

Этот этап самый сложный. И ребенку нужно обязательно помогать. Сам он не научится. Можно давать подсказку, проговаривая первое слово в предложении: « В саду....». Ребенок обязательно подхватит. Можно использовать мнемотехнику. Для каждого предложения рисуется картинка или пиктограмма. Что нарисовать, стоит обсудить с ребенком.
Вот что может получиться к нашему рассказу.
Вот что может получиться к нашему рассказу.

Совет: чтобы ребёнок научился свободно пересказывать, необходимо делать это регулярно. Например, посвятите этому занятию один день в неделю. В интернете можно найти много коротких рассказов, которые подойдут. Идите от простого к сложному и все обязательно получится. Желаю успехов!