Пётр Иванович Борисов (1800–1854) — декабрист, художник, ученом-натуралист.
Пётр Иванович Борисов был родом из дворян Слободско-Украинской губернии. Отец, Иван Андреевич Борисов, отставной майор Черноморского флота, человек образованный, замечательный исследователь природы, привил детям свою увлеченность и любовь к окружающему миру. Благодаря отцу Пётр и его младший брат Андрей получили великолепное домашнее образование. Отец лично обучил сыновей языку, математике, философии, географии, астрономии, и многим другим наукам. С большим интересом братья занимались естествознанием.
Стремление к истине, знакомство с исторической литературой, а также его неравнодушный взгляд на русскую действительность привели П.И. Борисова к убеждению о необходимости преобразований. Вместе с братом он основал Общество соединённых славян, ставившее своей задачей объединение всех славянских народов, живущих между четырьмя морями, в единое федеративное демократическое государство.
«Славяне, имея своего рода поверья, не изъявляли почти никогда шаткости в своих мнениях, и, приглядевшись к ним поближе, можно было убедиться, что для каждого из них сказать и сделать было одно и то же, и что в решительную минуту ни один из них не попятился бы назад. Главное лицо в этом кружке был Петр Борисов, которому славяне оказывали почти безграничную доверенность» — из записок декабриста И. Д. Якушкина.
Поддержав восстание Черниговского полка, Пётр вместе с братом были арестованы в 1826 году, содержались в Петропавловской крепости, а впоследствии осуждены Верховным Уголовным судом «к лишению чинов и дворянства и к ссылке в каторжную работу вечно». Позднее срок каторжных работ был сокращен и заменен пожизненным поселением в Сибири.
В Сибирь он вёз с собой все рисовальные принадлежности, сумев приобрести всё необходимое, находясь в Петропавловской крепости.
Несомненно, навыками акварельной живописи, Борисов овладел еще до ареста. Его рисунки являлись частью его природоведческих исследований и создавались в процессе изучения растительного и животного мира Восточной Сибири.
«Два брата Борисовых, любители естественных наук, ...занимались собиранием цветов... и зоологическими изысканиями: они набрали множество букашек разных пород, красоты необыкновенной, хранили и берегли их и впоследствии составили довольно порядочную коллекцию насекомых, которая была предметом любопытства любителей естественных наук» — из воспоминаний декабриста Е. П. Оболенского.
Рисунки Петра Ивановича оформлялись либо в виде тонких книжечек в мягкой обложке, которые он называл «ливрезоны» или «тетради», либо помещались в альбомы в твердых фаянсовых переплетах. Часть акварелей передавалась художником своим друзьям или заказчикам в виде отдельных листов в их личные альбомы. Оформлением работ Петра Ивановича занимался его брат. Все рисунки распределены по альбомам не случайными наборами, а в соответствии с принятой Борисовым системой классификации птиц или растений. Эти рисунки имеют авторские объяснительные подписи на русском, латинском, а иногда и французском языках.
Как ученый-натуралист он оставил после себя оригинальный естественнонаучный трактат «Орнитологическая фауна Восточной Сибири», где впервые описал «новую классификацию, совершенно тождественную той, которая гораздо позже уже была предложена в Парижской академии и принята ею», а как художник — исполнил множество акварельных рисунков, посвященных богатой флоре и фауне Восточной Сибири.
В фондах Отдела изобразительных материалов ГИМ хранится три альбома акварелей Борисова с 29 рисунками животных, птиц, насекомых и цветов.
Созданные в тяжёлых условиях ссылки, акварели Петра Ивановича представляют собой удивительный памятник, имеющий важное значение для русской культуры и науки.