Найти тему

БЕСПЛАТНЫЙ МАРАФОН. День 2. Развитие речи от рождения до 3 лет

Всем здравствуйте! Второй день марафона и мы с вами говорим о том, как развивается речь ребенка. Это самый волшебный и интересный процесс😊

Перед тем как ребенок заговорит должны сформироваться 2 важных умения: умение слышать, как таковое ( то есть развитие физического слуха) и развитие фонематического слуха и восприятия ( способность ребенка улавливать каждый отдельный звук и слог, запоминать его и различать в словах, во фразах, понимать смысл речи окружающих). Часто специалисты начинают свой рассказ о развитии речи с отметки "О" лет, когда ребенок уже родился. Я же хочу начать с другого периода- беременности мамы, когда малыш еще находится в животике. Уже в этот момент у ребенка развиваются речевые зоны, слух и память!Обращали ли вы внимание, что когда малыш слышал любимую мелодию, то начинал выплясывать и активно барабанить ножками, находясь в утробе мамы? Конечно! А вспомните реакцию малыша на родной и чужой голос☝Когда говорила мама, ребенок успокаивался и засыпал иногда наоборот бил пяточкой, давая знать, что он вас слышит и рад общению. А когда слышал дедушку, бабушку или папу, то сразу затихал, как будто прислушивался, кто это там такой?

По этой причине будущей маме рекомендовали слушать спокойную музыку, разговаривать с ребенком, петь песни. Все это помогает развивать слух.

Фото яндекс
Фото яндекс

Этап 2. Это зачатки речи, которые мы видим от 0 до 1 года. Остановимся здесь подробнее.

-Первый крик. Как только ребенок появился на свет мы слышим долгожданный звонкий крик, плач.

- От 0 до 3 месяцев ребенок адаптируется к новой среде и по-прежнему использует плач, как основное средство общения, чтобы сообщить о дискомфорте. Но уже сейчас можно заменить, что плач разный: когда он голоден, то крик пронзительный, на высоких нотках, когда мокрый, то начинает кряхтеть, голос совсем другой, когда ему страшно и срочно нужна мама- плач вновь меняется. И в это время стартует комплекс оживления, когда ребенок начинает реагировать на появление родного человека взмахами ножек и рук.

- От 2 до 4 месяцев наступает процесс гуления. Это распевание ребенком гласных звуков. Мы можем слышать, как малыш предпринимает попытки с нами говорить, повторять слышимые звуки и тем самым тренировать свой артикуляционный аппарат.

- С 4до 6 месяцев наступает период лепета. Лепет- это проговаривание ребенком разных слоговых цепочек, обращаю внимание "цепочек": мемеме, гыгыгы, тятятя. Постепенно эти цепочки начнут укорачиваться и превращаться в первые короткие осознанные слова. Этап гуления и лепета у всех детей одинаковый, то есть вне зависимости от пола и вне зависимости от страны проживания ребенок одинаково гулит и лепечет, а вот потом, примерно с 7-8 месяцев он начинает осваивать нормы родного языка, его особенности звучания.

- с 6 до 9 месяцев активная подготовка к звукоподражанию и первым словам. У ребенка развивается слух, память, внимание, все психические процессы наряду с речью проходят в более активную фазу. Ребенок начинает подражать не только действиям взрослого, но и копировать некоторые звуки. Закладывается интонация.

- С 9 месяцев до года ребенок произносит свои первые слова. Как правило это односложные слова ( мяч, кот, дом) и двусложные с одинаковыми слогами ( мама, папа, баба, няня, дядя, ляля). Нормой считается произнесение до 10 слов.

Обращаю внимание, что словами мы называем и звукоподражание ребенка, а также если он называет предметы только одним слогом.

Например, ко ко ко- курочка, би би- машина, те- телевизор, пу-пульт. Это все слова.

Важный момент- у ребенка появляется указательный жест! Это признак того, что речевое развитие набирает обороты, и малыш стремится общаться со своей семьей, интересуется окружающим миром.
Димася
Димася

Этап 3. Развитие речи с 1 года до 1,6 лет. У ребенка увеличивается пассивный и активный словарный запас, причем первый в норме должен быть значительно больше.

👉Пассивный- слова, значение которых ребенок знает, но пока произнести не может, и эти слова храняться в памяти мозга.

👉Активный- слова, которые ребенок уже произносит и регулярно пользуется ими в речи. В этом периоде растет количество звукоподражаний и ребенок начинает осваивать новые двусложные слова, которые состоят из разных слогов: ки-са, о-са, му-ха, А-ня, ми-ша и другие. Норма- увеличение словаря до 15-20 слов.

Димасе 2 года
Димасе 2 года

Этап 4. С 1,6 до 2 лет появление в речи глаголов и попытка произносить более сложные слова. Ребенок чаще произносит глаголы в повелительном наклонении: дай, лови, кати, вези, катай, ешь, пей, спи, иди и другие.

Очень важно накопить хорошую базу глаголов, так как начиная с 2 лет у ребенка происходит очередной прогресс, он осваивает первые фразы!

Этап 5. 2-3 года. В этой возрастной категории у ребенка улучшается слуховое и зрительное восприятие, при нормальном развитии начинают проклевываться попытки произнести сразу 2, а то и 3 слова. Но! Пока это именно попытки, поэтому чаще всего одно слово из фразы заменяется слогом, порой пропускаются звуки и ребенок использует более удобные для него.

Приведу пример: "мама дай би би" - мама, дай машину. В данном случае ребенок заменяет существительное "машину" уже известным ему звукоподражанием.

"Там кися"- ребенок может смягчать, проговаривая не "киса", а "кися", "дай ляпу"- "дай лапу", "не иди тудя"- не иди туда и др.

"Папа, де путь?"- папа, где пульт.

"Баба, ка ка"- баба, пока. В этом случае ребенок пропускает слог.

Ждать четкого произношения слов в этом возрасте не приходится, дети говорят пока на своем "детском" милом языке. Если слова понятны- то волноваться не стоит, если речь вся смазана, как будто каша во рту, то здесь обязателен поход к неврологу и логопеду-дефектологу. ( о речевых нарушениях у меня на канале огромное количество материала)

Димасе 3 года
Димасе 3 года

Этап 6. 3 года. С этой ступеньки при нормальном речевом развитии дети способны общаться предложениями, отвечая на вопросы взрослого. Они используют местоимения, предлоги, меняют прекрасно глаголы по падежам, то есть занимаются словообразованием.

Пока в речи не используются активно наречия и числительные.

У детей в 3 года достаточно хорошо развит лексико-грамматический строй речи, то есть они могут вести с вами диалог, как взрослые, подробно описывая все, что видели, что знают и чего хотят👍

‼️Ровно в 3 года завершается созревание зон, ответственных за речь, а это значит, что "речевое окошко" потихоньку закрывается. Речевое окошко- сензитивный период, то есть наиболее удачный временной отрезок, период, когда нужно успеть научить чему-то ребенка. Так вот речи обучать нужно до 3 лет. Дальше уже идет расширение словарного запаса и дальнейшее развитие интеллекта, вход в социум.

✅ОСВОЕНИЕ ЗВУКОВ ПО ПЕРИОДАМ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ!

У нас есть звуки раннего онтогенеза ( которые появляются первыми у ребенка, которые легче всего произносить. Появление до 3 лет.) и звуки позднего онтогенеза ( это звуки со сложной артикуляцией, которые появляются, начиная с 3,5-4 лет).

✔РАННИЕ ЗВУКИ ОНТОГЕНЕЗА: м, н, х, б/п, в/ф, г/к, д/т. Причем глухие согласные появляются раньше, чем звонкие.

✔ПОЗДНИЕ ЗВУКИ ОНТОГЕНЕЗА:

С 4 лет

- Свистящие ( С,З,Ц)

- Шипящие ( ш,ж,ч,щ)

С 5 лет

- Сонорные ( Р,Л)

А также к числу поздних относятся йотированные звуки: Е,Ё,Ю,Я + Й.

Зная таблицу появления звуков в речи ребенка можно будет справиться со страхом, что вдруг ребенок как-то не так развивается и говорит.

- Мы никогда не требуем и не ждем от годовасика произношения слов, где есть свистящие, шипящие и сонорные звуки, потому что понимаем, время еще не пришло.
- Мы никогда не требуем и не ждем от годовасика трехсложных слов: машина, самокат, бегемот, потому что опять же время еще не пришло.
- Мы никогда не требуем и не ждем от ребенка до 2 летнего возраста фраз, развернутых предложений, просто потому что в этом возрасте он и не способен этого произнести.

Надеюсь, что второй день марафона был для вас полезен. Если да, то как обычно прошу поддержать канал и поставить 👍