Эксперты по экономическому сотрудничеству между Россией и странами Африки убеждены: африканский рынок вскоре заменит утраченный европейский. На это указывает значительный рост товарооборота и заинтересованность обеих сторон в развитии торговых отношений.
За последние два года экспорт из России в африканские страны вырос на 25 % в год, в то время как в страны Европы он постепенно идет на спад. В настоящее время объем взаимной торговли между РФ и странами африканского континента приблизительно равен 20 млрд долларов. В ближайшие четыре года эту цифру планируется удвоить.
Никто не сомневается, что грузооборот будет расти, эксперты расходятся лишь в цифрах, касающихся прогнозов роста. Одни считают, что к 2030 году товарооборот вырастет всего лишь в два раза, другие прогнозируют десятикратный рост взаимной торговли.
Рассказываем, в чем особенности логистических отношений между Африкой и Россией и почему прогнозы экспертов могут не сбыться.
В чем сложности логистики в африканском направлении
В основном с Россией сотрудничают Египет, ЮАР, Алжир, Тунис и Марокко. Они обеспечивают более 70 % товарооборота между РФ и странами африканского континента. Между тем, в Африке 54 независимых страны, 37 из которых имеют широкие выходы к морю. Казалось бы, в чем проблема наладить взаимную торговлю со всеми ними? Однако все не так просто.
В настоящее время из портов Санкт-Петербурга и Новороссийска налажены прямые судозаходы в африканские страны. Проблема в том, они не регулярные: это либо разовые доставки малогабаритных и проектных грузов, либо сезонная доставка фруктов.
Пока не будет наработана грузовая база, ни о каких крупных мультимодальных сервисах с постоянной доставкой по морским путям и речи быть не может.
Есть и другие сдерживающие развитие взаимной торговли факторы, в основном со стороны соседнего к нам континента:
- Неаккуратное отношение африканских партнеров к платежам по торговым договорам, отсутствие обязанности проводить их вовремя и в полном объеме.
- Наличие бюрократической волокиты в таможенных процедурах.
- Недостаточно развитый торговый флот.
- Неспособность африканских партнеров обеспечить российским перевозчикам безопасность на некоторых территориях.
- Отсутствие возможности наладить прямое авиасообщение между Россией и рядом африканских стран.
- Отставание местной инфраструктуры.
В свою очередь малый и средний российский бизнес проигрывает конкуренцию другим странам в торговых отношениях со странами Африки. Для сравнения, китайские компании имеют поддержку со стороны собственных банков и фондов, финансовые гарантии. У нас все это отсутствует.
С другой стороны, если российские компании получат поддержку государства, то будут иметь все шансы выиграть в конкурентной борьбе с китайскими грузоперевозчиками за счет высокого качества товаров, их низкой цены, предоставления значительных скидок на их закупку.
Какие шаги предпринимаются для налаживания торговых связей
Чтобы наладить логистические взаимоотношения, постараться придется обеим сторонам. Так, африканский континент должен в первую очередь реализовать планы по строительству складов, развитию инфраструктуры — тоннелей, мостов, магистралей, портов, смягчению условий для открытия российскими юрлицами компаний на территории африканских стран.
Экономика африканских стран нуждается в развитии, поэтому примитивная торговля с ними исключена. В случае со странами африканского региона речь может идти только о совместном, взаимовыгодном бизнесе. Поэтому африканская сторона предоставляет территории, открывает особые экономические зоны для безопасной и прозрачной торговли.
В свою очередь российская сторона могла бы поделиться с африканскими партнерами своим опытом по цифровизации логистических процессов — созданию цифровых торговых сервисов, внедрению аналитики цепочки поставок, развитию системы управления складами и т. д.
Какие товары будут актуальны для экспорта и импорта
В настоящее время более 50 % поставок РФ составляют оборудование, продовольствие, продукты химической промышленности, сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты. Но уже в самое ближайшее время акцент может сместиться на зерно и топливо, которое частично будет перенаправлено с европейских рынков, а также на продукцию российского автопроизводителя «Автоваз».
В свою очередь Россия и другие страны ЕАЭС традиционно импортируют какао-бобы, овощи, фрукты, цитрусовые, ископаемые.
Момбаса в Кении — древнейший порт Восточной Африки, в древности все торговые пути концентрировались именно здесь
Основными в плане экспортных потоков в следующем году будут страны Северной Африки и частично восточной части континента. Хотя Россия не исключает возможности развить партнерские отношения со странами Южной Африки.