Найти в Дзене
Антон Владимиров

Таинственный свитер Виктора Цоя мог спасти ему жизнь

Оглавление

В «деле Цоя», как называют материалы, посвящённые гибели самого главного, и последнего нашего советского поэта и рок-музыканта, много недосказанности.

Годами расследователи и поклонники пытаются решить странные загадки, делают расчёты, разыскивают разные материалы, вещи, автографы... Кому-то удаётся добиться успеха, а кто-то гадает на осенних листьях.

Виктор Цой. Коллаж автора на основе кадра из к/ф "Игла".
Виктор Цой. Коллаж автора на основе кадра из к/ф "Игла".
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Я попробую сегодня разгадать одну из таких загадок. Большинство из них на самом деле решались и решаются достаточно просто, мешает лишь недостаток знаний или фактов.

Итак, свитер Виктора Цоя. Как вспоминает судмедэксперт Симановский, опрошенный Виталием Калгиным, это был хлопчато-бумажный свитер, толстый, с начесом. Через какое-то время после аварии Марьяна Цой отдала его Бек Хану, был такой исполнитель из Чечни. Одно время он выступал с обрезанным составом «КИНО» (Каспарян-Рыбин, были ещё музыканты), записал ряд своих треков, три не самых плохих альбома.

Бек Хан и его группа. Фото с официального сайт bekhan.ru
Бек Хан и его группа. Фото с официального сайт bekhan.ru

Потом Бек практически исчез со сцены, а загадка того свитера осталась... Спустя много лет её всё ещё обсуждали. Как мог Цой в жаркий день 15 августа надеть толстый свитер, ехать в нём на автомобиле столько километров, погибнуть в нём ! Или правда обездвиженного Цоя одели неизвестные в какие-то нелепые одежды, красные сапоги, как писал эксперт Антипов, воспеваемый площадной публикой ?

Следователь Тукумского РОВД описывает мягкий от жары асфальт. Ошибается ? Ложные воспоминания, есть такая штука. Метео говорит, что тот день был одним из самых жарких дней месяца — в Юрмале до +26 полз столбик термометра. Утром было +21. Значит, жарко. Значит, не мог он надеть этот свитер. В «Москвиче» в +26 на солнечной стороне — ад. Температура внутри машины может достигать 35-40 градусов, и даже больше. Солнце, последнее в земной жизни Цоя, не было скрыто облаками. Так что же, врут ? Заговор ?

На самом деле, всё не так сложно. Правда, и не просто. Но разобраться попробуем.

Свитер с начёсом

Во-первых, тот самый хлопчато-бумажный свитер с начёсом. Многие это слово «свитер» восприняли совсем не так, как следовало. Как что-то очень толстое и тёплое, зимнее. Но свитера не вяжут из хлопчато-бумажных тканей — только джемперы или водолазки.

Толстый морской свитер. К/ф "Незабываемая ночь", 1958 г.
Толстый морской свитер. К/ф "Незабываемая ночь", 1958 г.
Джемпер. Некоторые (как Алиэкспресс) не видят разницы. По факту, есть ещё одно разделение: джемпер обязательно вязаный, а такая же одежда из х/б или синтетической ткани называется фуфайкой. Просто у нас под словом "фуфайка" подразумевается что-то кондовое, обязательно ватное или синтепоновое, очень тёплое и зимнее, непременно цвета хаки. Потому условимся, что это тоже джемпер, хоть и не вязаный.
Джемпер. Некоторые (как Алиэкспресс) не видят разницы. По факту, есть ещё одно разделение: джемпер обязательно вязаный, а такая же одежда из х/б или синтетической ткани называется фуфайкой. Просто у нас под словом "фуфайка" подразумевается что-то кондовое, обязательно ватное или синтепоновое, очень тёплое и зимнее, непременно цвета хаки. Потому условимся, что это тоже джемпер, хоть и не вязаный.

Следовательно, на Цое был надет джемпер, а не свитер. Изделие гораздо более тонкое, и, обычно, менее тёплое. В +26 в такой одежде, конечно, жарко. Если находишься на солнце, стоя на одном месте. Но в +20, в тени, в движении автомобиля, это не такая уж проблема. А на улице, у воды, тем более. Начёс ? Когда мы ездили на рыбалку, а бывало это обычно ночью, почти каждый имел тельняшку с начёсом, которая из себя представляет, по сути, тот же х/б джемпер, точнее даже, фуфайку определённой окраски. Правда, мы ходили в море, а Цой оставался на берегу. Но мы надевали поверх тельняшек штормовки, балахоны, иногда даже химзащитные плащи, на голову — тонкую шерстяную шапочку или бандан, а у Цоя, кроме джемпера — ничего.

Эксперимент

Я надел джемпер с начёсом, чёрный, сел в автомобиль, и отправился в путь. Длина маршрута — 93 км, из которых половина приходится на город, и половина — на шоссе. Время — 12 часов дня. Погода: ясно, +21 градус в тени.

Джемпер с начёсом
Джемпер с начёсом

В городе пришлось нелегко, особенно во время стояния на светофорах. Но не сказать, чтоб совсем нетерпимо. По пригородной части, в основном, ехал без какого-либо дискомфорта. Солнце светило почти всё время на другую половину салона, под углом. На открытых участках трассы было более жарко, чем на тех, где вдоль шоссе стояли высокие деревья. Особенного желания снять свитер не возникло. То есть можно было ехать и без него, но и в нём вполне нормально. Движение по маршруту заняло больше полутора часов. Цой ехал полчаса.

Из этого следует, что Цою, скорее всего, было вовсе не так жарко, как принято думать. Но есть и вторая причина.

Начинающий водитель

Цой был начинающим водителем. Права он получил не так давно, пробеги были небольшие. А начинающие водители испытывают различные трудности при управлении автомобилем. И одна из таких трудностей состоит в том, что водитель не чувствует себя комфортно за рулём. Часто он не желает прекращать движения (например, чтобы заехать в магазин), или совершать лишние маневры.

И я, скажем, не раз ехал куда-нибудь в излишне тёплой одежде, не останавливаясь, чтобы раздеться. Раз даже не обратил внимания, не понял, почему так жарко в машине — был сложный маршрут, не до этого было. И только потом заметил, что по привычке двинул ползунок печки на тепло, а на улице было уже солнечно.

Для водителя, который мало водит, остановиться лишний раз — дополнительный труд. Да и для опытного порой тоже — в городе, в тяжёлом трафике иногда действительно некогда снять куртку, негде встать. На трассе же ситуация другая: Цой начал движение уже в джемпере. Выбравшись по грунтовке от озера Васкарис на шоссе, он увеличил скорость. Быстрая езда способствовала тому, что жара рассеялась. Возможно, он хотел снять джемпер, и даже не раз, но прикидывал, что ехать осталось всё равно немного — Плиенциемс недалеко.

Между тем, если бы он остановился, чтобы переодеться, «Икарус» Фибикса проскочил бы за поворот, и Цой встретился бы с ним намного раньше, на прямом участке за Дреймани. Где они разминулись бы каждый своею дорогой. Следом проехал бы рейсовый «ЛАЗ». Благополучный сценарий прохождения поворота у Дреймани был возможен — Цой, встретив автобусы, без сомнения, приободрился бы, повысил внимание, несколько понизил бы скорость. Он бы доехал до своего дома в Плиенциемсе.

Место аварии, мост и памятник Виктору Цою у Дреймани. Кадр из нашего к/ф "Расследование после премьеры".
Место аварии, мост и памятник Виктору Цою у Дреймани. Кадр из нашего к/ф "Расследование после премьеры".

Наш фильм о Викторе Цое

Мы снимаем новый фильм о Викторе Цое. Это полнометражный документально-художественный проект нового формата, работы над ним идут с 2020 года. Кому интересно, присоединяйтесь, пожалуйста, к нашему сообществу (ссылка на него под постером). Мини-тизер и трейлер картины появятся в ближайшее время.

Первый постер фильма
Первый постер фильма

Группа фильма с новостями в ВК — https://vk.com/cinemacat2k