Найти в Дзене
Retro-детектив

Черный риэлтор Эдуард Задорожный

В середине марта 1999 года в дежурной части Адмиралтейского района Санкт-Петербурга раздался странный звонок. Какой-то пьяный мужчина заплетающимся языком сообщил: кто-то лишил жизни его сожительницу, некую Зинаиду. Преступление якобы произошло только что в её собственной квартире. Назвать себя мужчина отказался, что-то невнятно пробормотал, и бросил трубку.

Дежурный быстро выяснил: неизвестный звонил из дома номер 19, расположенного по Подольской улице, из квартиры Зинаиды Минкиной. По указанному адресу была направлена оперативная группа.

Через несколько минут дежурный принял ещё один звонок из этой же квартиры: сотрудник сообщал: информация подтвердилась. Минкина лежала на диване, рядом, в невменяемом состоянии лежал её пьяный сожитель Иван Лепков, а в соседней комнате на полу валялся постоялец Егор Макеев. За несколько дней до трагедии Минкина впустила пожить постояльца за выпивку и закуску. Судя по количеству пустых бутылок, стоящих на кухне, праздник удался на славу.

Иван Лепков. Источник фото pinterest.ru
Иван Лепков. Источник фото pinterest.ru

Ивана Лепков признался, что именно он совершил преступление, но вот детали не помнил. Проснулся на диване с ножом в руке, рядом лежала его сожительница, не подававшая признаков жизни. Егор Макеев, как оказалось, ничего не видел и не слышал.

Участковый Игорь Афанасьев в тот вечер во дворе дома заприметил такси. Однако опрос пассажира Эдуарда Задорожного и водителя ничего существенного не дал. Ивана Лепкова препроводили в камеру, нож отправили на экспертизу, а Макеева отпустили на все четыре стороны.

Решили дождаться судебно-медицинской экспертизы, и выяснили: ножей было два. Первый нож сломался, и остался в жертве, второй был в руках у сожителя. Но, где обломок ножа? На месте преступления его не нашли.

Известие о втором ноже вызвало у Ивана Лепкова панику. Он согласился говорить при условии, что оперативники обеспечат его безопасность. Лепков рассказал: Минкина участвовала в афере с продажей какой-то квартиры, на её имя была сделана генеральная доверенность, но потом мошенники решили ей не платить. Она же пригрозила пойти в милицию.

Оперативники быстро установили, что незадолго до смерти Минкина получила генеральную доверенность на распоряжение имуществом некоего Сергея Викторовича Комиссарова. Просмотрев документы о продаже квартиры по улице Красуцкого дом 2, следователь убедился, что все бумаги подписывала именно Минкина.

Сергей Комиссаров. Источник фото pinterest.ru
Сергей Комиссаров. Источник фото pinterest.ru

Сыщики решили получить больше информации непосредственно у самого Сергея Комиссарова, однако незадолго до совершения сделки Комиссаров исчез, а квартира была продана. И теперь Комиссаров разыскивался как пропавший без вести.

Из бесед с соседями стало известно, что Комиссаров в возрасте 18-ти лет лишился рассудка. Это произошло после смерти обоих его родителей после автокатастрофы. По словам соседей, Комиссаров был тихим и добрым, не раз лежал в психиатрической больнице имени Святителя Николая.

Оперативники понимали, что пациенты с диагнозом Комиссарова не могут совершать какие-либо сделки с имуществом. Их интересы должен представлять опекун, которого у Комиссарова не было.

Как оказалось, незадолго до продажи квартиры Комиссаров был выписан из психиатрической больницы со справкой о полной дееспособности. Это показалось сыщикам странным, а показания соседей пропавшего усилили их подозрения.

Незадолго до исчезновения Комиссаров решил посоветоваться с соседями по поводу продажи своего жилья. Какие-то люди предложили продать его квартиру, и переехать в деревню. Они обещали, что хлопотать ему не придется, все оформят без него. Единственное, что требовалось от Комиссарова, это выдать доверенность на продажу его имущества. Соседи уговорили мужчину этого не делать, а также написать заявление в паспортный стол РОВД о своем нежелании продавать квартиру.

И он вроде написал это заявление, однако спустя некоторое время пропал. Квартиру всё-таки продали на основании доверенности, которая якобы от Комиссарова все же была получена.

В паспортном столе подтвердили: Комиссаров писал заявление о нежелании продавать жилье, но потом вдруг передумал, лично забрал бумагу, и выписался из квартиры. Якобы решил переехать в Новгородскую область в некую деревню Замленье.

Следователь послал запрос в Новгородскую область: добрался ли туда Комиссаров. Ответ главы администрации поселкового совета Татьяны Абдулаевой не заставил себя ждать. Она подтверждала, что разыскиваемый недавно прописался в деревне.

Оперативники тут же выехали в Замленье, чтобы убедиться, что с Комиссаровым все в порядке, но отыскать его не удалось. Якобы появлялся человек, прописался, и исчез в неизвестном направлении.

Дело по факту исчезновения Сергея Комиссарова из розыскного переквалифицировали в уголовное. С этого момента к делу подключилась прокуратура.

Работники прокуратуры установили: Комиссаров и ещё десятки людей были прописаны в сгоревший дом. Проверка судеб исчезнувших петербуржцев дала ошеломляющий результат. Все они имели квартиры в городе, продавали, выписывались, а потом куда-то пропадали, а все сделки с их недвижимостью проводились через риэлтерскую фирму "Нева-Центр" при непосредственном участии главы администрации Татьяны Абдулаевой.

К Абдулаевой приезжал мужчина по имени Эдуард, она за определенную плату прописывала людей, который не видела. Выяснилось, что в фирме "Нева-Центр" сотрудник по имени Эдуард не числился, но зато проверка показала, что ряд участников сделок с недвижимостью оказались душевнобольные, а занимался ими только один человек -- штатный риэлтор Елена Криворучко.

С женщиной состоялась беседа и выяснилось, что она занималась только оформлением, а клиентов ей поставлял некий Эдуард Задорожный. Следователь поймал себя на мысли, что фамилия Задорожный уже где-то мелькала, и пересматривая отчеты по этому делу, обнаружил нужный документ. Это был отчет участкового Афанасьева о беседе с водителем такси и его пассажиром, Эдуардом Задорожным. Такси стояла во дворе дома Минкиной именно в тот вечер, когда произошло преступление.. Поверить в случайность было тяжело.

Вскоре сыщики получили информацию о Задорожном. Оказалось, что Эдуард Задорожный уже был судим за мошенничество и кражи, более того, недавно засветился и в деле о вымогательстве квартир. Однако найти его не могли: он не проживал по адресу своей прописки.

Эдуард Владимирович Задорожный. Источник фото pinterest.ru
Эдуард Владимирович Задорожный. Источник фото pinterest.ru

Вскоре сыщикам стало известно, что душевнобольной Виталий Осадчий, бывший пациент психиатрической больницы, свел счеты с жизнью, а незадолго до этого хотел продать комнату в коммунальной квартире.

Оперативники выехали на квартиру погибшего по адресу улица Серпуховская дом 6. Следователь находился в комнате Осадчего, когда в дверь вошли трое мужчин. Это были потенциальные покупатели жилья, сопровождаемые риэлтором, в образе риэлтора предстал сам Эдуард Задорожный. Оперативники задержали Задорожного, но тот заявил, что все обвинения -- это клевета. Доказать его причастность в вымогательстве не удалось.

Следователь снова побеседовал с Лепковым, который признался: Минкина повздорила именно с Задорожным. По предложению Задорожного некоторое время он играл роль Сергея Комиссарова и в паспортном столе, и в нотариальной конторе, и в новгородской глубинке, и в психиатрической клинике. Все дело в том, что Лепков был похож на Комиссарова.

Иван Лепков. Источник фото pinterest.ru
Иван Лепков. Источник фото pinterest.ru

Под именем Комиссарова Задорожный поместил Лепкова в психиатрическую больницу, а через пару недель мнимый больной получил справку о полной дееспособности. Из больницы он направился к нотариусу, а ещё через неделю квартира была продана.

Лепков уверял, что в больнице все схвачено. Справка о полной дееспособности была подписана заведующим Анатолием Федоровичем Веденеевым. Между тем Веденеев должен был хорошо знать Комиссарова, как своего постоянного пациента. За Веденеев установили наблюдение, стали прослушивать телефонные разговоры.

Следователь дал понять, что хорошо знает мошенническую схему продажи квартиры Комиссарова. Задорожный предложил сделку: он сдает Веденеева, а оперативники его отпускают, и не мешают продать комнату Осадчего. Сыщики якобы согласились. Прямо из кабинета следователя Эдуард позвонил Веденееву, и договорился на следующий день приехать и заплатить за новую информацию о больном.

Задорожный получил информацию о новом клиенте, отдал помеченные 300 долларов, и вышел за дверь. А через мгновение в кабинет зашли оперативники.

Вскоре следователь зачитал Задорожному об его аресте. У задержанного началась истерика, он рассчитывал после задержания Веденеева выйти на волю. Эдуард заявил, что если его отпустят, то он сдаст следствию опасную банду, которая в ближайшее время совершит преступление. Сотрудники милиции немедленно выехали по названному адресу улица Возрождения дом 7.

Приехав по указанному адресу, оперативники поняли, что опоздали. Кто-то лишил жизни Юрия Бибикова, который являлся пациентом той самой психиатрической клиники, где работал Веденеев. По словам брата Юрия, именно Задорожный уговаривал его продать квартиру.

Задорожный предложил сыщикам новую сделку: он помогает поймать опасную банду, а его отпускают под подписку о невыезде, хотя бы до суда за мошенничество. Преступниками оказались братья Битлюки, а также Владислав Оськин. Все трое вечером торговали спиртными напитками на Лиговском проспекте, среди своих клиентов искали одиноких владельцев квартир. Оперативники вместе Задорожным приехали на Лиговский проспект, и Эдуард указал на двоих мужчин, которые расположились недалеко от входа метро.

Евгений Битлюк во время следственного эксперимента. Источник фото mail.ru
Евгений Битлюк во время следственного эксперимента. Источник фото mail.ru

Задержанными оказались Евгений Битлюк и Владислав Оськин. Оба признались, что лишили жизни и Зинаиду Минкину, и Александра Комиссарова, и Юрия Бибикова. Вскоре в отделение привезли брата Евгения Битлюка, Игоря, который сообщил: все преступления они совершали по найму Эдуарда Задорожного. Братья Битлюки и Оськин брали спиртные напитки, закуску, и шли в гости. Кроме того, Задорожный решал, кого они подставят милиции в качестве подозреваемых.

Дело было передано в суд. Процесс имел большой общественный резонанс. К концу судебного процесса Эдуарда Задорожного нашли без признаков жизни в собственной камере. По официальным данным Эдуард ушел из жизни добровольно.

Братья Битлюки, а также Владислав Оськин получили от 12 до 15 лет лишения свободы.