Жизнь Екатерины Васильевой была полна душевных метаний. В свое время она длительный период времени пыталась выбрать между карьерой и духовным развитием. В молодые годы Васильева даже пыталась уйти в монастырь, но её личный духовный наставник оказался против подобного решения. Женщина согласилась с его наставлениями и продолжила свой творческий путь. Однако на протяжении всей оставшейся жизни Екатерина оставалась верна своим принципам: если батюшка не одобрял предлагаемую роль, актриса отказывалась от предложения. Вся жизнь Екатерины Васильевой – это бесконечный поиск себя и своего истинного предназначения.
Ранние годы
Екатерина Сергеевна Васильева родилась 15 августа 1945 года в Москве. Она была выходцем из интеллигентной семьи. Отец, Сергей Васильев, на протяжении всей жизни занимался изданием собственных стихов и произведений. Мужчина даже входил в десятку лучших поэтов-песенников времен СССР. Мама, Олимпиада Макаренко, приходилась племянницей писателя и педагога Антона Семеновича Макаренко.
Встреча родителей Екатерины Васильевой произошла в самом конце военных времен. У актрисы также был младший брат, который сумел достичь определенных успехов в жизни. Антон Васильев был режиссером, публицистом и активным экологом. Вся семья Васильевых не сидела без дела, у них не принято было жаловаться на проблемы и предаваться страданиям. Поэтому даже в периоды неудач Васильевы брались за дело и продолжали начатое.
Когда маленькой Екатерине Васильевой было всего 12 лет, Сергей и Олимпиада приняли решение развестись. Отец не считал нужным помогать семье, поэтому будущей актрисе пришлось рано пойти на заработки. В дневное время Васильева разносила почту, чтобы помочь маме финансово, а вечером она посещала занятия в театральной студии. Времени на учебу у девочки катастрофически не хватало, поэтому она никогда не входила в число лучших учениц.
В 1962 году Васильева, наконец, исполнила свою мечту и поступила в знаменитый ВГИК.
Начало творческой карьеры
В самом начале учебы Екатерина Васильева сразу же попала в мастерскую Владимира Белокурова. Это был довольно перспективный старт, который практически сразу же открыл перед будущей актрисой многие двери. Васильева много времени посвящала учебе, благодаря чему она быстро вошла в число самых талантливых и перспективных. Сам основатель мастерской регулярно хвалил успехи Екатерины и пророчил ей большое будущее. Юная артистка считала, что все ее заслуги – это результат постоянных тренировок и длительных занятий.
Один из однокурсников Екатерины, Сергей Соловьев, нередко упоминал Васильеву как самую непредсказуемую и взбалмошную ученицу в их группе. Она была неординарна и благодаря этому сразу же привлекала к себе внимание.
Екатерина Васильева не входила в число главных красавиц факультета. Она была высокой, с ярко-рыжими волосами и сигаретой в зубах. Девушка не гнушалась использованием нецензурной лексики, поэтому она сразу же становилась «своим» человеком в компаниях. Даже признанным красавицам курса не удавалось достичь такого всеобщего внимания, которое доставалось Екатерине.
Васильева с легкостью окончила ВГИК и сразу же приступила к работе в театре имени Марии Ермоловой. В 1970 году женщина решила сменить место деятельности и перешла в театр «Современник». За 3 года Васильева успешно сыграла десятки ролей, ей легко давались любые амплуа, что впоследствии стало ее главным преимуществом перед конкурентами.
1973 год ознаменовался переходом в известный МХАТ. Это была еще одна знаковая отправная точка в карьере Екатерины Васильевой. Актриса на протяжении всей жизни с теплотой вспоминала период работы в МХАТЕ. Коллектив был по-настоящему звездным и гостеприимным, среди актеров не было сплетен и конфликтов.
1987 год стал переломным в карьере Екатерины Васильевой. Женщина внезапно решила отказаться от карьеры артистки, покинув театр и кино. Подобное заявление обескуражило не только поклонников, но и коллег Екатерины. Она была одной из лучших в своем деле, поэтому невозможно было представить, какие причины заставили Васильеву пойти на такой шаг. Всё дело оказалось в вере артистки. Екатерина Васильева стала полностью воцерковленным человеком.
Васильева бросила карьеру накануне большого гастрольного тура по зарубежью. Подобное решение многим казалось глупым и неправильным, ведь на масштабных гастролях можно пополнить свой бюджет приличной суммой денег. Далеко не каждому артисту удавалось попасть в число гастролеров, но Екатерина легко оказалась в их числе. И также легко она отказалась от данной возможности, оставив своих коллег и свою группу.
Олег Ефремов наотрез отказывался подписать заявление об увольнении. Но Васильева все равно ушла, отрезав для себя все пути к возвращению назад.
Мировоззрение Екатерины претерпело серьёзные изменения. Если раньше театр и сцена вдохновляли Васильеву, то после того, как она стала жить жизнью Православной церкви, она стала воспринимать актёрскую деятельность далеко не как самую важную в жизни.
Екатерина рассуждала о том, что у режиссеров на самом деле нет той власти, которую они себе мнят. Также она с недовольством говорила о том, что артисты не должны умирать на сцене и полностью отдавать себя своему делу. Подобные самопожертвования никем не ценились, по мнению артистки.
Несмотря на всеобщее недовольство, нашлись те, кто разделял мнение артистки. В их числе оказались режиссер Кшиштоф Занусси и актриса Евгения Добровольская.
Дружба артисток длилась долгие годы, Екатерина стала крестной матерью Николая, сына Добровольской и Ефремова.
Фильмография
Кинематографическая карьера Екатерины Васильевой началась еще в ранние годы, когда она была студенткой ВГИКа. Талантливых и подающих надежды начинающих артисток нередко приглашали на различные пробы.
В 1965 году Екатерина сыграла в картине «На завтрашней улице». Это кинолента дала старт ее карьере. Пик славы Васильевой пришелся на 70-80-е годы. Отличительной чертой артистки был тот факт, что ей одинаково легко давались любые роли и амплуа. Она легко могла сыграть легкую и незамысловатую простушку, а в следующей картине уже переключиться на тяжелое и драматическое исполнение.
Даже короткие эпизоды с Екатериной Васильевой сразу же привлекали внимание публики. Поэтому она успела многим запомниться и полюбиться.
Ее также можно увидеть в следующих кинокартинах: «Соломенная шляпка», «Бумбараш», «Экипаж», «Обыкновенное чудо». Образ Эмилии из последней указанной работы по сей день считается одной из лучших ролей Васильевой.
Критики с восторгом восприняли перевоплощение Екатерины в трагикомедии «Визит дамы».
Екатерине Васильевой регулярно предлагали новые роли, поэтому визит о завершении карьеры стал полной неожиданностью. Артистка удалилась в Толгский монастырь и практически не появлялась на людях.
В 1997 году Васильева решила вернуться на сцену, но ее фильмография стала гораздо скуднее. Чтобы женщина согласилась участвовать в проекте, необходимо было получить одобрение ее духовного наставника. Большая часть работ отбраковывалась, добиться участия Васильевой в театральной постановке или кино стало практически невозможно.
В 2000-х годах фильмография актрисы пополнилась запоминающейся ролью в кинокартине «Приходи на меня посмотреть». Также Екатерина участвовала в боевике «Черная молния», мистической драме «Рубеж», мелодраме «Аниматор».
В 2021 году Васильеву пригласили поучаствовать в создании сериала «Петербургский роман». К числу последних работ артистки также можно отнести картину «Гудбай, Америка!».
Личная жизнь актрисы
В личной жизни Екатерины Васильевой также все было непросто. Первым мужем артистки стал режиссер Сергей Соловьев. На долю молодой семьи выпало много испытаний, им приходилось часто скитаться по съемным квартирам. Бывали периоды, когда у Сергея и Екатерины не было средств к существованию.
Пара не выдержала испытаний и распалась. Несмотря на разрыв отношений, Соловьев всегда положительно отзывался о бывшей жене.
Второе бракосочетание состоялось с драматургом Михаилом Рощиным. Их отношения с самого начала были непростыми: Екатерина увела мужчину из семьи. Они познакомились на встрече с общими знакомыми. Благодаря этому союзу на свет появился единственный сын Екатерины – Дмитрий Рощин.
Долгий период времени Михаил и Екатерина также скитались по съемным квартирам и не имели возможности устроить свой собственный быт. Наступил момент, когда карьера молодой пары пошла в гору, пришел успех, в распоряжении появились свободные деньги. Но к тому времени они уже полностью охладели друг к другу и не захотели продолжать отношения.
После развода Екатерине Васильевой и Михаилу Рощину удалось сохранить доброе общение. Они легко обсуждали вопросы, касающиеся их сына и общих дел.
Сын Екатерины Васильевой также пытался продолжить творческую династию. В 1995 году он окончил ВГИК, обзаведясь профессией режиссера. Дмитрий Рощин неоднократно пробовал себя в актерской деятельности, но позднее он так же, как и его мать изменил отношение к данной стезе, исправив код жизни.
Рощин-младший женат, находится в венчанном браке. Екатерина стала счастливой бабушкой восьмерых внуков.
Несмотря на то, что Екатерина Васильева в настоящее время ведет затворнический образ жизни, память о ней навсегда сохранится в ее творчестве. Подобная возможность доступна каждому человеку, достаточно создать собственное семейное древо и родословная семьи будет навсегда увековечена на просторах сети.
Сохранение памяти с помощью Кода Памяти позволяет передать потомкам сведения о генеалогическом древе семьи. История будет передаваться из поколения в поколение.