Найти тему

Немецкие чиновники, летайте самолётами «Аэрофлота»!

Немецким чиновникам, пожалуй, стоит летать самолётами «Люфтганзы». А лучше всего —«Аэрофлота». Потому что обслуживающие правительственные авиалайнеры техники бундесвера когда-нибудь их угробят. Вон давеча самолёт министра иностранных дел Анналены Бербок в течение нескольких часов умудрился дважды совершить аварийную посадку в аэропорту Абу-Даби.

Фрау Бербок должна была посетить Австралию, Новую Зеландию и крохотную островную Республику Фиджи. Однако смогла добраться лишь до Абу-Даби, столицы Объединённых Арабских Эмиратов. В первый раз у правительственного самолёта отказал закрылок и ему пришлось вернуться на арабский аэродром. Дабы обеспечить безопасную посадку, экипаж вылил над морем 80 тонн керосина. Это особенно трогательный факт, поскольку Анналена Бербок — одна из лидеров экологической партии «Союз 90 / Зелёные», главным программным требованием которой является необходимость охраны природы и окружающей среды.

Но на этом неприятности немецкого министра не закончились. Неожиданно сломался автобус, и Бербок и её свите пришлось под палящим солнцем идти пешком к зданию аэровокзала. «Кроме шуток! — написал в социальных сетях один из сопровождавших её журналистов, Патрик Дикманн. — Сначала вышел из строя правительственный борт, потом — автобус. Такое даже нарочно не придумаешь».

Через несколько часов отремонтированный самолёт снова взмыл в воздух, но и в этот раз не смог далеко улететь. Очередная неисправность, и немецкой делегации опять пришлось возвращаться в Абу-Даби. В итоге визит министра в тихоокеанские страны повис в воздухе — в отличие от её самолёта.

Вообще, в последнее время немецкие правительственные авиалайнеры очень часто стали подводить своих высокопоставленных пассажиров. Май этого года ознаменовался двумя подобными происшествиями. Та же Анналена Бербок застряла в Катаре после того, как авиатехники обнаружили повреждение шасси самолёта. В те же дни статс-секретарь германского министерства обороны Симтье Мёллер отправилась в Нигер на самом маленьком правительственном самолёте, однако, предположительно из-за сахельской жары, стёкла иллюминаторов покрылись трещинами. Чтобы вернуться домой, немецкой делегации пришлось пересесть на коммерческий авиарейс.

В последние годы подобные ситуации стали привычным делом для немецких чиновников. Так, в 2015 году тогдашнего федерального канцлера Ангелу Меркель ожидал неприятный сюрприз, когда вместо комфортабельного, но вышедшего из строя личного самолёта ей пришлось добираться до Индии на военном транспортнике.

В ноябре 2015-го Франк-Вальтер Штайнмайер, тогдашний министр иностранных дел и нынешний президент Германии, опоздал с рабочим визитом в Италию, потому что у правительственного самолёта «Конрад Аденауэр» сломался бортовой компьютер.

Пожалуй, этот немецкий политик может претендовать на звание рекордсмена по поломкам самолётов, на которых ему приходится летать. В апреле 2016-го он застрял в аэропорту китайского мегаполиса Чанша — вышел из строя авиадвигатель, а быстро устранить поломку не удалось. Штайнмайер прибыл на встречу министров иностранных дел «Большой семёрки» в Японии с опозданием на несколько часов.

Через месяц министр Штайнмайер решил отправиться в африканское турне. Однако при взлёте из аэропорта Берлин-Тегель лопнула одна из шин правительственного самолёта. И вместо того чтобы взлететь, Airbus A 340 вынужден был совершить экстренное торможение на родной взлётно-посадочной полосе. Самолёт пришлось заменить. А спустя несколько дней из-за трещины в лобовом стекле Штайнмайер не смог вовремя вернуться домой из Литвы. Поскольку стекло аэробуса А 319 невозможно было быстро заменить, министр иностранных дел в течение нескольких часов коротал время за кружкой пива в какой-то вильнюсской забегаловке, ожидая запасной борт.

В 2017 году министр обороны Урсула фон дер Ляйнен, ныне занимающая пост председателя Европейкой комиссии, из-за проблем с двигателем абсолютно новенького самолёта не смогла вовремя вернуться домой после визита в Литву. В конце концов, ей довелось лететь в Берлин на гораздо более древнем лайнере.

В 2018 году Олаф Шольц, тогдашний министр финансов, а ныне федеральный канцлер, должен был вернуться на родину из Индонезии, где проходил саммит Международного валютного фонда. Однако оказалось, что проголодавшиеся индонезийские крысы перегрызли проводку в правительственном самолёте, и взлететь не получилось. Домой Шольц возвращался коммерческим рейсом. Большинству же участников его делегации пришлось куковать на острове Бали, ожидая, когда починят авиалайнер.

Всего через месяц Шольц вместе с Ангелой Меркель отправился на саммит G20 в Буэнос-Айресе. И на этот раз не обошлось без приключений — из-за отказа системы связи самолёт вынужден был совершить аварийную посадку в Кёльне. Опаздывавшие в Аргентину бундесканцлерин и её министр финансов вынуждены были покупать билеты на ближайший рейс испанской авиакомпании «Iberia».

«Чёрным» годом для немецкой государственной авиатехники стал 2019-й. Сезон неполадок открыл тогдашний министр обороны Хайко Масс, застрявший в Мали из-за отказа гидравлики шасси правительственного авиалайнера. Чтобы забрать министра, бундесвер отправил в эту североафриканскую страну запасной самолёт.

Вскоре в той же Африке неприятности поджидали и федерального министра экономического сотрудничества и развития Герда Мюллера. Бундесминистр вынужден был лететь чартером из Малави в Замбию, поскольку его самолёт из-за поломки не смог взлететь. Когда правительственный авиалайнер отремонтировали и он, вслед за Мюллером, отправился в Замбию, снова возникли технические проблемы. В результате министру развития пришлось возвращаться в Германию другим чартерным рейсом.

Самолёты правительства ФРГ находятся на балансе министерства обороны, точнее Военно-воздушных сил («Luftwaffe»). Ответственность за их исправность и гарантированный ремонт несёт Служба лётной готовности бундесвера. Когда в самолёте Штайнмайера лопнуло лобовое стекло, представительница министерства иностранных дел ФРГ похвалила технарей за то, что они могут выкручиваться из критических ситуаций. Говоря о периодически выявляемых неисправностях правительственных самолётов, она заявила: «Это нам знакомо. Однако мы благодарны, что всегда можем положиться на талант импровизации и активность коллег Службы лётной готовности».

Умение импровизировать в экстремальной ситуации — это, конечно, хорошо. Однако, видя такую рискованную техническую расхлябанность в правительственном авиапарке, диву даёшься, куда подевались отличительные черты немецкого характера: трудолюбие, прилежание, пунктуальность, рациональность, организованность, педантичность и стремление к упорядоченности?