Найти тему
Книга жизни Алеши

Книга жизни. А. Иванов, Географ глобус пропил.

Тема учителя и ученика как тема отцы и дети, так же значительна и занимательна. Да и учитель по сути тоже как родитель занимается своими чадами. По крайней мере в России. Читая книгу по этой теме не важны личные качества учителя и характеры учеников, для нас как читателей, важны обстоятельства, терзания героев в поисках пути, истины. У учителя это путь воспитания учеников, у учеников это путь осознания, может ответов на не решенные вопросы, может и постановки самих вопросов о которых раньше он не думал. Советский кинематограф эту тему представлял. Для меня был яркий пример, герои фильма Доживем до понедельника, но это 60-е годы, не мое поколение. Мое поколение отразили в замечательном фильме Розыгрыш, в том времени я был уже выпускником школы. И вот книга о следующем поколении - 90-х, 80-е тоже присутствуют, там учитель был учеником, в середине 90-х стал учителем географии. Фильм я не смотрел, хотя К. Хабенский проповедник правды жизни, я просто не знал про что фильм, такая реклама была. А книгу прочитал (по мнению Захара Прилепина – хорошая книга).

Читая, первая мысль была – на сколько правдива книга? Когда Географ учился, я стал работать инженером в Ленинграде и был холост. Сложно представить условия учебы в Перми. Но когда Географ стал учителем: перестройка, развал СССР и американизация страны. Это время привело меня на работу в школу и тут тоже сложно сравнить Пермь и Санкт-Петербург, но можно оценить достоверность истории романа. Роман не для сравнения учителей разных эпох и учеников, это как про героев нашего времени. Географ не герой, но в нем есть черты героя, стремление к справедливости, но главная – любовь. Это не секс, а нечто божественное и как у всех, с грехом пополам. Любовь к 15-летней школьнице? Да у меня тоже было, только не в школе. После 4-го курса, на отдыхе познакомился с такой же девочкой, она отдыхала на том же пляже с родителями. И меня поразил Амур, стрела любви. Она жила в соседнем городе, я ездил, искал ее в школе, родители не разрешили давать ей мне адрес. Не нашел, а то может тоже бы стал Географом? Повышенная сексуальность детей тоже имело место при американизации страны, навязыванию эротики в культуре. Мат, алкоголь, тоже как сопутствующее в новом времени были в обиходе в большем количестве и без стеснения – лихие 90-е! Есть конечно моменты вызывающие не доверие, например сексуальность школьника Колесникова, но это не главный герой. Или питье до беспамятства, дети так не могли и учитель ответственный за детей не смог бы. История романа мне понравилась, захватывает, но больше понравился анализ поступков учителя, Географа, это покаяние, так человек идет к Богу. Авантюрный поход не испортил канву романа, просто дал возможность раскрыть характеры героев. Не согласен с названием последней главы –Одиночество. Виктор Сергеевич, Географ, как сам выразился, имеет теперь козырь, а лучше сказать козыря, для защиты совести в трудную минуту. Козыря ему помогут не спиться, ему же дочку растить и остаться любимым, хотя и страдая, а кто не страдает? А любить ему никто не запретит, и это главное и для отца и учителя.

-2

Роман изобилует описанием природы Урала. Как России повезло с достопримечательностями, вот Урал, жизни не хватит налюбоваться.

Послесловие. Я не смог работать в школе. У меня тоже не получалась дисциплина в классе. Я не орал, но больше 3-х лет не выдержал, вел кружки и работал в Центрах творчества, там дисциплинированней был контингент. Думаю Географ в нулевых купит машину и перестанет пить.