Найти в Дзене

Цели устойчивого развития ООН: взаимосвязь институтов и роста, последствия COVID-19

Возникновение и развитие концепции устойчивого развития – это ответ общества, в широком смысле, на все большее нарастание экологических кризисов и катастроф, а также рост социально-экономических потрясений, усилившихся в XX - XXI вв., другими словами - это конструктивная попытка решить ряд глобальных проблем, порожденных современной цивилизацией. Данные глобальные проблемы обусловлены общемировыми тенденциями развития человечества в новое время, они имеют принципиальное значение для всех и каждого, и их решение требует совместных и согласованных усилий стран на мировой арене [6]. Вследствие «взаимоувязанности» существующих проблем появившийся сначала в сфере природопользования и экологии термин «sustainable development» (устойчивое развитие) сегодня имеет междисциплинарный характер и обозначает «такое общественное развитие, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масшта

Возникновение и развитие концепции устойчивого развития – это ответ общества, в широком смысле, на все большее нарастание экологических кризисов и катастроф, а также рост социально-экономических потрясений, усилившихся в XX - XXI вв., другими словами - это конструктивная попытка решить ряд глобальных проблем, порожденных современной цивилизацией.

Данные глобальные проблемы обусловлены общемировыми тенденциями развития человечества в новое время, они имеют принципиальное значение для всех и каждого, и их решение требует совместных и согласованных усилий стран на мировой арене [6]. Вследствие «взаимоувязанности» существующих проблем появившийся сначала в сфере природопользования и экологии термин «sustainable development» (устойчивое развитие) сегодня имеет междисциплинарный характер и обозначает «такое общественное развитие, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества» [6]. Специфика существующих проблем также определяет и институциональную основу взаимодействия для их решения в форме партнерства и коопераций на базе международных организаций и платформ, заключения договоров, создания различных сетевых структур.

Концепция устойчивого развития затрагивает все аспекты общестранового развития: социально-экономического, инновационного, технологического и научного, сложившейся экологической ситуации, экологической эффективности и стабильности, а также побуждает основных акторов стремиться к эффективному и правильному «преобразованию нашего мира».

Сегодня на макроуровне одним из приоритетных направлений является выработка такой модели, которая способна обеспечить преобладание долгосрочных общественных целей над краткосрочными выгодами, сделать возможным сбалансированное и поступательное развитие, минимизируя последствия разрыва между странами, а также задавая «правильные» тренды: например, привлечение бизнеса к реализации движения и в сторону устойчивой экономики, устойчивого развития и большей ответственности в рамках формирующихся новых технологического и экономического укладов.

Данная логика в полной мере выражена в Целях устойчивого развития (ЦУР), сформулированных в принятой декларации 25 сентября 2015 г. Генеральной ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [9], а также в Парижском соглашении о климате [8], которые пришли на смену Целями развития тысячелетия (ЦРТ). В Повестке-2030 сформулированы 17 целей, направленных на обеспечение желаемого будущего, среди которых [7]: повсеместная ликвидация нищеты; ликвидация голода; обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте; обеспечение гендерного равенства, обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех; обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии; содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту; полной и производительной занятости и достойной работе, создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций, снижение уровня неравенства внутри стран и между ними и др.

Отличительной особенностью ЦУР является их комплексность и взаимосвязанность по всем направлениям развития для обеспечения общего устойчивого роста на планете: роста качества жизни и благосостояния, экономического роста, обеспечение технологического и инновационного развития, экологической эффективности и стабильности и тд. ЦУР – это глобальные цели, несущие собой масштабные преобразования, которые в силу большого «охвата» и сложности, вследствие многочисленности протекающих процессов, взаимодействующих акторов и институтов, реализуются достаточно медленно и поступательно. Такие институционально-процессуальные особенности организации исполнения целей устойчивого развития, с одной стороны, имеют безусловные плюсы, с другой – ряд недостатков, особенно это заметно вследствие влияния COVID-19.

Главной платформой для координации международных усилий
в сфере устойчивого развития является
Организация объединенный наций, решениями которой принят целый ряд международных документов, в последствии ставших основой для выработки национальных стратегий и практик в области устойчивого развития.

Бизнес, в лице крупных транснациональных компаний, выступает в качестве основы устойчивого финансирования и «реализатора» ЦУР.

«Бизнесу, социальная ответственность которого традиционно исчерпывалась его вкладом в рост экономики, созданием рабочих мест и уплатой налогов, теперь предложено взять на себя более масштабную, интегрирующую роль в практической реализации Повестки-2030, которую предлагается рассматривать как «дорожную карту» не только для стран и организаций, вовлечённых в процесс повышения ответственности за перспективы устойчивого развития общества, но и для бизнеса» [4].

Кроме того, помимо государств, международных организаций и транснациональных компаний, особую роль в устойчивом развитии играет гражданское общество. Если концептуальные основы и механизмы призыва к устойчивому развитию разрабатываются экспертами, решения принимаются правительствами, а практическая реализация обеспечивается в большей степени бизнесом, то успешность и эффективность данного процесса определяется готовностью гражданского общества, его непосредственной активностью, уровнем культуры. Таким образом, во многом, успех продвижения по пути устойчивого развития отражает уровень развития гражданского общества.

Поскольку реализация целей устойчивого развития во многом зависит от сложившейся институциально-процессуальной структуры, о чем уже было сказано ранее, успех ЦУР также обуславливают такие два важных фактора, как: устойчивый экономический рост и глобализация [2]. Это особенно хорошо заметно вследствие распространения коронавирусной инфекции и последствий пандемии COVID-19, которые поставили под угрозу достижения в области устойчивого развития. Как отмечается в докладе о Целях в области устойчивого развития на период 2020 [5] пандемия нанесла удар по всем сферам жизни и ставит под угрозу достигнутые в прошлом результаты. Кризисы вследствие COVID-19 в области здравоохранения, социальной и экономической сферах погрузили мир в серьезную глобальную рецессию.

Для спасения ЦУР необходимы инновационные и комплексные решения на фоне постепенного выхода из пандемии и восстановления экономической активности после ослабления интенсивности инфекции в три последовательных этапа [1]: массовое открытие малых предприятий потребительского сектора внутри стран, частичное возобновление международного движения людей, а также снятие ограничений в сфере торговли и открытие международного сообщения транспорта.

Очень важным является налаживание международного сотрудничества, партнерства и помощи, особенно в сфере финансовых механизмов помощи. На уровне национальных экономик необходимо выстраивание рациональных механизмов поддержания в работоспособном состоянии материальных активов и человеческого капитала.

Кроме того, значительна роль инновационных и цифровых технологий при решении «кризиса человеческого развития» в период пандемии, а также для развития «зеленых» отраслей экономики (продвижения безотходной экономики) и формирования новой социально-экономической парадигмы [3]. В контексте ЦУР, цифровые технологии и цифровизация способны ускорить процесс перехода к «зеленой» безотходной экономике и поиска лучших «умных» способов производства и ведения хозяйства, способствуют социальной интеграции, снижению неравенства и включению населения посредством доступа в Интернет в процесс освоения необходимых в настоящее время компетенций (например: цифровая, финансовая, правовая грамотность), а также, на организационном уровне, развитию новых форм институционального взаимодействия.

Таким образом, ЦУР, по достижении которых возможно приблизить желаемое будущее – это глобальные и масштабные цели, требующие взаимодействия колоссального количества акторов, включающие огромное количество процессов, что обуславливает сложившуюся сложную институционально-процессуальную систему и роль каждого звена в ней. Данные цели представляют собой взаимосвязанный комплекс, где достижения и результаты в одном блоке зависят от результатов и достижений в другом, поэтому основополагающими факторами успеха ЦУР являются устойчивый экономический рост и финансирование, а также слаженное международное взаимодействие и партнерство для бесперебойного протекания глобальных процессов. Пандемия COVID-19, вызвавшая кризисы в области здравоохранения, а также в социальной и экономической сферах, поставила под угрозу реализацию ЦУР, но тем не менее, достигнутые за пять лет существования результаты говорят о необходимости «спасения» ЦУР и поиска способов и механизмов их поддержания для «преобразования нашего мира» к желаемому и лучшему миру для всех.