Найти в Дзене

Священство по Библии

Богоустановленность священства: Господь Иисус Христос заключает Новый Завет (Лк. 22:20; Евр. 8:8), меняет закон, меняет священство: Спаситель посылает Духа Святого апостолам, учреждая иерархию священства по чину Мелхиседека, Сам становится первосвященником: В день Пятидесятницы Святой Дух посылается апостолам и всему церковному собранию, всей Церкви. Но ещё до этого дня Спаситель является только апостолам и им одним посылает Святого Духа, даёт власть прощать грехи, как священникам, то есть учреждая иерархию: Аналогичным образом, в ветхозаветной Церкви дело очищения от греха лежало именно на священстве: Господь даёт апостолам ключи от Небесного Царства и власть запрещать и разрешать (вязать и решить): Священство избирали и рукополагали апостолы, но Писание сообщает, что именно Святой Дух поставил пресвитеров блюсти Церковь: Всё это — исполнение ветхозаветного пророчества, о котором далее. Пророчество о новозаветном священстве: В ветхозаветной Церкви священники ставились только из еврейс
Оглавление
Пророк Моисей рукополагает Аарона в первосвященники
Пророк Моисей рукополагает Аарона в первосвященники

Богоустановленность священства:

  • "опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его" (Исх. 29:9)
  • священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство" (Исх. 29:29)

Господь Иисус Христос заключает Новый Завет (Лк. 22:20; Евр. 8:8), меняет закон, меняет священство:

  • "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр. 7:12)

Спаситель посылает Духа Святого апостолам, учреждая иерархию священства по чину Мелхиседека, Сам становится первосвященником:

  • "Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда" (Евр. 6:20; 7:1-3)
  • "Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах" (Евр. 8:1)

В день Пятидесятницы Святой Дух посылается апостолам и всему церковному собранию, всей Церкви. Но ещё до этого дня Спаситель является только апостолам и им одним посылает Святого Духа, даёт власть прощать грехи, как священникам, то есть учреждая иерархию:

  • "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:21-23)

Аналогичным образом, в ветхозаветной Церкви дело очищения от греха лежало именно на священстве:

  • "Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его" (Лев. 5:5-6)

Господь даёт апостолам ключи от Небесного Царства и власть запрещать и разрешать (вязать и решить):

  • "и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16:19)
  • "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18)

Священство избирали и рукополагали апостолы, но Писание сообщает, что именно Святой Дух поставил пресвитеров блюсти Церковь:

  • "он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: <...> внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:17-18,28)

Всё это — исполнение ветхозаветного пророчества, о котором далее.

Пророчество о новозаветном священстве:

В ветхозаветной Церкви священники ставились только из еврейского народа, колена Левия, рода Аарона. Но в новозаветной Церкви священники будут ставиться из всех народов, а не только из еврейского (рода Аарона):

  • "и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, - подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь" (Ис. 66:18-21)

Учение об апостольском преемстве и рукоположении:

Волхв Симон увидел, что не всякий христианин способен возлагать руки для подавания Духа Святого. Буквально: не у всех есть такая власть. Он принёс взятку апостолам, чтобы те дали и ему такую власть (апостолы его прокляли):

  • "Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго" (Деян. 8:18-19)

Епископ Тимофей имеет особый дар через рукоположение от других, ранее уже рукоположенных епископов:

  • "Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства" (1Тим. 4:14)

Рукоположение диаконов:

  • "их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки" (Деян. 6:6; 21:8)

Апостольское учение о возложении рук:

  • "учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном" (Евр. 6:2)

Предупреждение не спешить рукополагать (в священники):

  • "рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым" (1Тим. 5:22)

Епископы и пресвитеры

Понятия епископ (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») и пресвитер (греч. πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины») имеют смешанное употребление и являются как бы взаимозаменяемыми понятиями. Однако, функции и власть конкретных людей видны чётко, как бы они не именовались.

Тит должен был завершить дело апостола и поставить пресвитеров на Крите:

  • "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:" (Тит. 1:5)

Тимофей мог судить своих пресвитеров:

  • "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1Тим. 5:19)

Таким образом, Тит и Тимофей были епископами в сегодняшнем понимании, хотя бы и назывались пресвитерами.

Все ли священники?

Апостол Пётр повторяет ветхозаветные слова, называя всех христиан царственным священством и святым народом:

  • "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет. 2:9)

Эти же слова в Ветхом Завете, обращены ко всему Израилю:

  • "итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым" (Исх. 19:5-6)

Таким образом, Бог называет уже ветхозаветный Израиль царством священников и святым народом. Однако, в богослужебном смысле, все евреи не были священниками. По Закону, только священство Аарона могло входить в скинию, а остальные за вход в скинию должны были бы заплатить собственной жизнью, то есть они должны были умереть (Чис. 3:10; 3:38; 18:7).

В Ветхом Завете Богом был установлен порядок, по которому священниками могли быть только потомки Аарона

  • А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство; (Исх.29:29)

Против этого божественного порядка восстали Корей, Дафан, Авирон и Авнан, потребовав от пророка Моисея, чтобы священников ставили из всего народа, а не только из рода Аарона. Они ссылались на ту самую фразу (Исх. 19:5-6), говоря, что все святы:

  • "И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?" (Чис. 16:3)

Позже явилась слава Божия и бунтовщиков поглотила земля:

  • "И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение" (Чис. 16:19-21)
  • "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор. 10:11)

Уже в Ветхом Завете было пророчество о том, что в Новом Завете всё ещё будут ставить священников и служителей, но только из всех народов, а не только из рода Аарона:

  • "вот, приду собрать все народы и языки <...> Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь" (Ис. 66:18-21)

Царственное Священство

Как в Ветхом Завете, так и в Новом, всякий верующий призван быть священником в собственном храме — в своём теле. Человек — храм Божий, а священник — тот, кто в этом храме приносит жертву Богу. Именно с этой мысли начинает апостол Пётр, прежде чем сказать о царственном священстве:

  • сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет. 2:5)

Говоря о царственном священстве, апостол Пётр в том же послании говорит о пастырях и необходимости им повиноваться:

  • "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет. 5:5)
Священство / Библeокс