Богоустановленность священства:
- "опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его" (Исх. 29:9)
- "А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство" (Исх. 29:29)
Господь Иисус Христос заключает Новый Завет (Лк. 22:20; Евр. 8:8), меняет закон, меняет священство:
Спаситель посылает Духа Святого апостолам, учреждая иерархию священства по чину Мелхиседека, Сам становится первосвященником:
- "Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда" (Евр. 6:20; 7:1-3)
- "Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах" (Евр. 8:1)
В день Пятидесятницы Святой Дух посылается апостолам и всему церковному собранию, всей Церкви. Но ещё до этого дня Спаситель является только апостолам и им одним посылает Святого Духа, даёт власть прощать грехи, как священникам, то есть учреждая иерархию:
- "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:21-23)
Аналогичным образом, в ветхозаветной Церкви дело очищения от греха лежало именно на священстве:
- "Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его" (Лев. 5:5-6)
Господь даёт апостолам ключи от Небесного Царства и власть запрещать и разрешать (вязать и решить):
- "и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16:19)
- "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18)
Священство избирали и рукополагали апостолы, но Писание сообщает, что именно Святой Дух поставил пресвитеров блюсти Церковь:
- "он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: <...> внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:17-18,28)
Всё это — исполнение ветхозаветного пророчества, о котором далее.
Пророчество о новозаветном священстве:
В ветхозаветной Церкви священники ставились только из еврейского народа, колена Левия, рода Аарона. Но в новозаветной Церкви священники будут ставиться из всех народов, а не только из еврейского (рода Аарона):
- "и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, - подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь" (Ис. 66:18-21)
Учение об апостольском преемстве и рукоположении:
Волхв Симон увидел, что не всякий христианин способен возлагать руки для подавания Духа Святого. Буквально: не у всех есть такая власть. Он принёс взятку апостолам, чтобы те дали и ему такую власть (апостолы его прокляли):
- "Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго" (Деян. 8:18-19)
Епископ Тимофей имеет особый дар через рукоположение от других, ранее уже рукоположенных епископов:
- "Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства" (1Тим. 4:14)
Рукоположение диаконов:
Апостольское учение о возложении рук:
Предупреждение не спешить рукополагать (в священники):
- "рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым" (1Тим. 5:22)
Епископы и пресвитеры
Понятия епископ (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») и пресвитер (греч. πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины») имеют смешанное употребление и являются как бы взаимозаменяемыми понятиями. Однако, функции и власть конкретных людей видны чётко, как бы они не именовались.
Тит должен был завершить дело апостола и поставить пресвитеров на Крите:
- "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:" (Тит. 1:5)
Тимофей мог судить своих пресвитеров:
Таким образом, Тит и Тимофей были епископами в сегодняшнем понимании, хотя бы и назывались пресвитерами.
Все ли священники?
Апостол Пётр повторяет ветхозаветные слова, называя всех христиан царственным священством и святым народом:
- "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет. 2:9)
Эти же слова в Ветхом Завете, обращены ко всему Израилю:
- "итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым" (Исх. 19:5-6)
Таким образом, Бог называет уже ветхозаветный Израиль царством священников и святым народом. Однако, в богослужебном смысле, все евреи не были священниками. По Закону, только священство Аарона могло входить в скинию, а остальные за вход в скинию должны были бы заплатить собственной жизнью, то есть они должны были умереть (Чис. 3:10; 3:38; 18:7).
В Ветхом Завете Богом был установлен порядок, по которому священниками могли быть только потомки Аарона
- А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство; (Исх.29:29)
Против этого божественного порядка восстали Корей, Дафан, Авирон и Авнан, потребовав от пророка Моисея, чтобы священников ставили из всего народа, а не только из рода Аарона. Они ссылались на ту самую фразу (Исх. 19:5-6), говоря, что все святы:
- "И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?" (Чис. 16:3)
Позже явилась слава Божия и бунтовщиков поглотила земля:
- "И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение" (Чис. 16:19-21)
- "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор. 10:11)
Уже в Ветхом Завете было пророчество о том, что в Новом Завете всё ещё будут ставить священников и служителей, но только из всех народов, а не только из рода Аарона:
- "вот, приду собрать все народы и языки <...> Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь" (Ис. 66:18-21)
Царственное Священство
Как в Ветхом Завете, так и в Новом, всякий верующий призван быть священником в собственном храме — в своём теле. Человек — храм Божий, а священник — тот, кто в этом храме приносит жертву Богу. Именно с этой мысли начинает апостол Пётр, прежде чем сказать о царственном священстве:
- "и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет. 2:5)
Говоря о царственном священстве, апостол Пётр в том же послании говорит о пастырях и необходимости им повиноваться:
- "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет. 5:5)