Найти тему
Захар Прилепин

Кинокритик Михаил Трофименков: «Страна продолжает как-то дремать и не слишком понимать масштабы происходящего, возникающих рисков»

Михаил Трофименков
Михаил Трофименков

«ВН»: – У Пелевина есть метафора: вся Россия уснула, и ей приснилось, что она спит. Вот нам приснилось, что мы пришли в какое-то прекрасное время в нулевые, в десятые. И вот мы как будто проснулись, куда-то вернулись. А что на дворе в реальности? Остались те самые 90-е?

– Даже не 90-е, а что-то гораздо более серьезное. В страшной реальности 90-х годов Россия пережила гражданскую войну, которая носила криминальный характер и была далеко не малой интенсивности. В 90-е годы погибли насильственным путем десятки, если не сотни тысяч человек. Это было… Но во всем этом при всех кошмарах 90-х годов был какой-то привкус постмодернизма.

Эрик Булатов. Картина «Русский XX век. III», 1998-1999
Эрик Булатов. Картина «Русский XX век. III», 1998-1999

Вся бандитская эстетика и протестная и всё прочее – это всё было очень театрально. И за этим можно было следить со стороны. Все так или иначе получали по голове в 90-е годы, в прямом или переносном смысле слова, но при этом во всей этой жертвенной вовлеченности в происходящее был некий карнавальный аспект. Это очень странно, но это было так. А сейчас постмодернизм кончился – вернулся модернизм времен «Герники»*. И та гражданская война в 90-е годы почти никем не была осознана как гражданская война, она была осознана лишь как череда криминальной хроники.

-3

«Герника» Пабло Пикассо

Сейчас – по-другому. Мы вернулись не в 90-е годы, мы вернулись куда-то гораздо дальше и глубже, в настоящий XX век. И такого человека, как Пригожин, можно представить себе на фронтах испанской гражданской войны. Там тоже были далеко не нежные персонажи типа Дуррути** (героического человека, испанского Махно) и так далее.

Есть еще какое-то сходство между современными событиями и войной в Испании. Не только потому, что война в Испании тогда была началом мировой войны. Но и потому, что кто-то из американцев, которые были в интербригадах в Испании, писал: он вспоминал, как они отступали, отбились от своих частей и шли по дороги, по которой до них отступал английский батальон, тоже из интербригад. Англичане, отступая, выбрасывали из вещмешков всё лишнее, кроме пайка и патронов. И они выбрасывали сборники стихов. Обочина дороги была завалена сборниками стихов.

Александр Пелевин читает свои стихи на фронте
Александр Пелевин читает свои стихи на фронте

Война в Испании с республиканской стороны была войной поэтов. Колоссальное количество творческих людей со всего мира вступилось за республику. И сейчас СВО – это по количеству творческих людей, которые так или иначе участвуют в событиях, тоже война поэтов, во всяком случае с нашей стороны. Поэтов в широком смысле слова. Это и Захар, и Аня Долгарева, и Наташа Курчатова, и еще множество людей можно вспомнить. Со времен Испании не было такой войны. Это война поэтов с российской стороны. И достаточно посмотреть на сборники издательства «Питер», чтобы понять, сколько там талантливых людей всех поколений.

«ВН»: – Вы говорите, что мы живем во время возвращения истории. Но современному человеку, который привык к индивидуализму как к системе бытия, как себя вести в этой возвращающейся истории?

– Понятия не имею. Но когда случились все эти «концерты Вагнера», мы были в Архангельске на книжном фестивале, очень хорошей книжной ярмарке. И единственный человек, который там заметил, что что-то происходит, был кто-то из московских писателей и журналистов, которому жена написала, что «Пригожин взял Ростов, а Москву заблокируют». И он метался и говорил: «Как я вернусь в Москву?!» А остальные участники фестиваля и, судя по всему, жители Архангельска вообще не заметили происходящего. В Архангельске отмечали день города, день выпускника. Все спокойно гуляли, слушали концерты.

Это, с одной стороны, хорошо, потому что свидетельствует о таком спокойствии обывателя в хорошем смысле слова. Никто не бьется в истерике из обычных людей. И все живут человеческой жизнью.

Но, с другой стороны, это значит, что страна все-таки продолжает как-то дремать и не слишком понимать масштабы происходящего, возникающих рисков.

«ВН»: – А у провинции вообще есть голос? Или подразумевается, что она должна молчать до тех пор, пока ее не призовут идти проливать кровь? Во времена Сталина вот был клич – провинция встала и пошла.

– При этом все главные пропагандисты советские и мастера слова, которые в 20-е, 30-е и 40-е годы определяли сознание людей, все они в большинстве своем были не столичные жители. От Маяковского и Пырьева до Козинцева они все пришли в столицы с окраин империи, из глубокой России.

Владимир Маяковский. Репродукция ТАСС
Владимир Маяковский. Репродукция ТАСС

Фридрих Эрмлер*** по прозвищу Фридрих Великий, так как он снял «Великий гражданин», «Великий перелом» и «Великую силу», – он вообще был из такого местечка, что до восьми лет по-русски не говорил, а говорил только на идише.

Эйзенштейн тоже из большой провинции – из Риги. Его папа был архитектором, который создал рижский модерн.

Эти люди пришли с окраин и создали великий государственнический пафос. Нельзя сказать, что провинции всегда не давали голос. Провинция в каких-то своих самых пассионарных и ярких представителях этот голос брала. Но главное – чтобы центр был готов предоставить эту возможность, дать этот социальный и творческий лифт.

Вся деревенская литература 60-х и 70-х годов – ведь это тоже не Москва и не Ленинград. А эта литература очень многое определила. Да, конечно, «Дети Арбата»… Но шестидесятник Василий Аксёнов откуда? Из Казани, где его родители были партийными функционерами.
Василий Аксёнов. Фото: Коньков А., Мастюков В./ТАСС
Василий Аксёнов. Фото: Коньков А., Мастюков В./ТАСС

И я думаю, что всей провинции было предложено заткнуться уже где-то на излете советской власти, особенно в 90-е годы: «Это не ваш праздник. Сидите у себя в тмутаракани. И вас вообще не существует. Россия – это Москва и Ленинград». А советскую культуру создавали люди отовсюду.

«ВН»: – Люди из провинции есть в Москве и сегодня. Но я о другом: какие темы, какие взгляды транслируют эти люди?

– Это да. И хотят ли они мимикрировать и превратиться в столичных обитателей? Или сохранять свою индивидуальность со своим опытом, со своим взглядом на мир? Когда люди приезжают покорять столицу и стараются всячески притвориться столичными жителями, это, может, и удастся, но неизбежно означает пожертвовать самым ценным – другим взглядом на вселенную.

Василий Шукшин. Фото: ИТАР-ТАСС/Архив
Василий Шукшин. Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

А можно себе представить, что в конце 80-х или в 90-е приезжает Шукшин в своих сапогах и поступает только благодаря своим самобытности и таланту во ВГИК? Да боже упаси! Были перекрыты реально существовавшие социальные лифты. Они остались в криминальной области… А для тех, кто нес собой какой-то голос, эти лифты исчезли. За какими-то небольшими исключениями, в нашем кино действуют дети и внуки заслуженной творческой интеллигенции. Кто-то из них талантлив, кто-то нет. Но это территория, занятая семейными кланами.

«ВН»: – Но Россия это не Бельгия и не Канада. Россия не сможет существовать без какой-то работающей системы воспроизводства культуры. Что нужно, чтобы восстановить систему, которая была в СССР?

– Я буду банален и наивен. Но советская культура – это была прежде всего очень эффективная организация. Можно ли возродить Советский Союз? Боюсь, что нет. Но советская система управления культурой от Госкино до Союза писателей и государственных репертуарных театров – это была, наверное, самая эффективная система из созданных в мире когда-либо.

 Режиссер Михаил Ромм и актер Алексей Баталов. Рабочий момент съемок фильма «Девять дней одного года». 1961 г.
Режиссер Михаил Ромм и актер Алексей Баталов. Рабочий момент съемок фильма «Девять дней одного года». 1961 г.

Прежде всего она стягивала на себя всю страну. Без централизации невозможны никакие достижения, а возможны только какие-то отдельные удачи и творческие подвиги отдельных людей. Но для функционирования такой мощной культуры, какая была в Советском Союзе, конечно, нужны централизованные механизмы. Да, эта система была неидеальна. Хотя, по-моему, Госкино в смысле организации кинопроцесса было оптимальной организацией в такой сложной деятельности.

Всё, что я могу сказать – это нужно все как-то стягивать, централизовать. Идеология… – ее нет.

Кроме того, если мы хотим воссоздать какие-то показавшие свою эффективность механизмы в культуре, то надо учитывать и чужой опыт, допустим, французский. Во Франции ведь тоже государственное регулирование кино так или иначе существует. Нужно смотреть, что делают китайцы, индусы, Венесуэла. При Чавесе тоже делались какие-то интересные эксперименты с организацией кинопроизводства. Нужно смотреть, что на Кубе, где расцветал вовсю модернизм в 60-е годы. Там была создана в условиях беспримерных лишений, блокады и санкций одна из ведущих кинематографий развивающихся стран. Всё это надо смотреть.

Федор Бондарчук. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Федор Бондарчук. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Советский Союз мог себе позволить учить «младших братьев» в Восточной Европе или Латинской Америке. Но теперь роли поменялись. И теперь нам уже надо учиться у бывших младших братьев. Потому что они в чем-то творчески переработали советские уроки и ушли вперед. Прошло, к сожалению, то время, когда все, включая Голливуд, учились у советского кино, когда хитом проката в Нью-Йорке был «Ленин в Октябре» Михаила Ромма.

«ВН»: – Советская культура так или иначе была ориентирована на один конкретный класс, на пролетариат. Вы как историк каким видите класс, на который можно ориентироваться современной России?

– Это очень сложный вопрос, потому что неминуемо тогда надо рассуждать о классовой структуре современного мира. Существуют ли классы в традиционном понимании? Очевидно, существуют.

Есть ли у нас в России еще вменяемые социологи? Или остались только невменяемые?

Если есть, то надо, чтобы они рассказали, объяснили нам… Я сам хочу понять классовую структуру российского общества сейчас. Я ее не понимаю.

«ВН»: – Важно, что после Октябрьской революции не нужно было искусственно собирать этот главный класс. Пролетариат был огромной народившейся силой. И под эту силу родилась целая новая страна. А что сегодня? Какая почва для государственной консолидации. Ведь патриотизм – это не доктрина и не общий знаменатель. Родину любит каждый по-своему.

– Абсолютно. Потому что для человека естественно любить родину. И патриотизму нельзя научить, зато от него можно отучить. И очень успешно отучали от него на протяжении десятилетий у нас. Отучение от советского патриотизма началось благодаря тому самому брежневскому обществу потребления.

Эрик Булатов. Картина «Советский космос (Брежнев. Советский космос)», 1977
Эрик Булатов. Картина «Советский космос (Брежнев. Советский космос)», 1977

Это началось тогда и успешно закончилось в 90-е. А теперь каким-то людям приходится называть себя патриотами… И это звучит странно. Потому что нормальный человек не может не быть патриотом. А получается, что патриоты – это такая маргинальная группа уже много лет.

И к тому же большевики не придумали пролетариат. Просто страна перевернулась с ног на голову по естественно-историческим причинам – Первая мировая война, Революция, Гражданская война.

И вот вышел на арену истории до сих пор безъязыкий, молчавший мощный пласт людей, которые осознали себя не подданными, а гражданами. И они хотели учиться, хотели понимать окружающий мир, у них был глобальный жадный интерес. Сейчас легко смеяться: пролетарии собирают деньги в помощь немецкому пролетариату. Но это было осознание себя: до сих пор замкнутый в рабочих бараках, в деревнях народ пришел – и ему стало до всего дело. До того, что происходило в Африке, в Германии, в США. Это были удивительные вырвавшиеся вдруг силы. И было в Советском Союзе то, что я называю «принуждением к культуре».

-11

*«Герника» – одна из наиболее известных картин Пабло Пикассо, которая была написана в мае 1937 года. Работая над ней, художник поставил целью отразить ужас революции и гражданской войны в Испании.

**Буэнавентура Дуррути – ключевая фигура анархистского движения до и в период гражданской войны в Испании. Погиб в 1936 году в возрасте 40 лет во время обороны Мадрида.

***Фридрих Эрмлер – cоветский кинорежиссёр, народный артист СССР, лауреат четырёх Сталинских премий.

Автор интервью: Дмитрий Зуев