Найти тему
Трэш обзоры

А кто построит коммунизм под абажуром?

Почему-то в советские времена режиссеры-сценаристы-постановщики просто обожали представлять зрителю жилища своих героев в самом неприглядном виде. Как будто это не квартира, а мебельный магазин. Или склад.

Стасканы на съёмочную площадку кресла и столы, приткнуты сбоку секции мебельной стенки. Ну иногда там диван ещё с другого бока, или софа.

И часто это выглядело так, будто герои либо только что въехали, либо собираются выезжать. Сдвинуто всё, стянуто, сломаны линии и пропорции - хаос.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром"

Самый яркий пример, конечно, та самая "Ирония судьбы", где у героини будто не квартира, а подсобка какой-нибудь комиссионки - что-то наполовину распаковано, что-то нет, груды барахла, чёрт ногу сломит.

С трудом верится, что ордер на квартиру был выдан непосредственно 31 декабря. Ну не было такого. Обычно уже за неделю до Нового года и простой народ, и начальство расслаблялись - итоги подбиты, отчёты составлены и "наверх" отправлены, о достижениях в социалистическом строительстве отрапортовано.

То есть Надя с мамой въехали в новое жилище как минимум полмесяца назад. Странно, что две нестарые и полные сил женщины не удосужились навести хотя бы какой-то минимальный порядок.

Не было денег на то, чтобы нанять пару крепких мужиков, которые мигом расставили бы мебель по комнатам? Да как-то не верится, судя по обстановке дамы не бедствовали.

Тогда что? Требовалось показать, что советские граждане не озабочены всякими там мещанскими уютами ибо посвятили свою жизнь достижению более высоких целей? Но в это никто не верил, цели были самые приземлённые - урвать дефицитную "стенку", добыть не менее редкий ковёр на стену, а если повезёт, то ещё и чешский кухонный гарнитур.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром"

Намотавшись по месту работы, в едином порыве устремляясь через авралы к перевыполнению плана, граждане желали, вернувшись домой, увидеть хоть там-то какой-нито порядок и какую-никакую гармонию.

Если не везло с "добычей" импортных шкафов, то уж из имеющихся-то кроватей с панцирными сетками и этажерок всеми силами создавали милоту и лепоту - уж как получится.

Отдыхать от трудов люди обычно предпочитают в приятной и удобной обстановке, а не среди криво и косо поставленных шкафов и холодильников.

Были, конечно, такие, кому легче виталось в небесах нежели ходилось по земле, но у них и ковров-то не бывало, и утварь имелась разве что старая-неприглядная.

Но ведь нет же, в фильмах у таких "летунов" обычно вполне себе престижные шифоньеры и прочие там мягкие мебеля. Однако непременно мебеля те составлены так, чтобы среди них жить было невыносимо. Идёшь этак и бух - натыкаешься на поставленное в середине комнаты кресло.

Кадр из фильма "Давай поженимся"
Кадр из фильма "Давай поженимся"

Это в фильме "Давай поженимся", где у героини квартира будто шизофренический ребус - логика расстановки мебели непонятна вообще никому.

Кадр из фильма "Без свидетелей"
Кадр из фильма "Без свидетелей"

А фильм "Без свидетелей" - голые полы, какие-то сами собой открывающиеся дверцы, стол с неубранной посудой и остатками ужина, старая мебель... И никаких обоев, боже упаси.

Кадр из фильма "Поздние свидания"
Кадр из фильма "Поздние свидания"

Или "Поздние свидания" - там миленькие шкафчики в кухне, но какая-то странная лавка стоит впритык к их дверцам, а в комнате книжные стеллажи расположены будто в читальном зале библиотеки. Диван - спинкой к окну, за этой спинкой журнальный столик с горой газет, а рядом огромное растение в кадке, место которому скорее в оранжерее, ведь ухода оно требует немалого.

Если учёная дама стремилась к "модерновой" обстановке, то почему у неё опять же мебельный склад, а не квартира?

Кадр из фильма "Опасный возраст"
Кадр из фильма "Опасный возраст"

Столь же нелепы места обитания в "Опасном возрасте" с совершенно убогой кухней и велосипедами, висящими по стенам, в "День свадьбы придётся уточнить", где у одного персонажа и вовсе какая-то свалка ненужного и забытого.

Да много таких фильмов - и умных, и серьезных, и добрых - где как квартира, так непременно беспорядок, теснота, нелепая обстановка. Операторам проще было снимать, если вся мебель растолкана как попало? Да вряд ли.

Кадр из фильма "День свадьбы придется уточнить"
Кадр из фильма "День свадьбы придется уточнить"

Просто не приходило никому в голову, что интерьеры говорят о героях иной раз куда больше, чем их слова и поступки. Почему нужно было непременно расхаживать по квартире в уличной обуви? Зачем следовало бросать куда попало головные уборы и верхнюю одежду - чтобы что?

Ах, это героиня такая явилась расстроенная? Швыряя пальто на спинку кресла, она тем самым передаёт небывалые свои душевные страдания и переживания? Ну разве что - и беретку этак небрежно в сторону швырь!

В советских кинах часто изумляют также уродские шторы на окнах, раздвинутые небрежно, а за ними никакого тюля - просто оконные рамы, а там обязательно стройка и этак подъёмные краны в ряд.

Кадр из фильма "День свадьбы придется уточнить"
Кадр из фильма "День свадьбы придется уточнить"

А двери - о, эти двери! Сплошь и рядом они обязательно грязные, захватанные, покрашенные так, будто у пьяного маляра уже заканчивались силы.

Или журнальные столики, заваленные прессой, или письменные столы - хоть бы раз увидеть порядок и организованность, необходимые для плодотворного труда... Нет, ни за что. Письменные столы всегда стонут под грудами книг, папок, альбомов, книжные полки тоже едва живы и вот-вот обрушатся.

Это зачем такое? Доказать зителю, что герои все такие в науке или в искусстве, и незачем им вытирать пыль и мыть полы? А больше никакими киношными средствами это доказать невозможно?

Так было принято - если миленькая квартирка, вся такая уютная и пригодная для жилья, то обязательно обитает в ней некий нехороший персонаж, преступник, аферист, мошенник и так далее. Ишь наворовал-натаскал буфетов да сервизов, но ничего, скоро его, проклятого, разоблачат и посадят.

Только аферист мог жить свою киношную жизнь в опрятных и красивых интерьерах, советский же комсомолец или тем паче коммунист обитать обязан был среди голых стен и полов, с несуразной мебелью и минимумом посуды.

Строители коммунизма и домой-то забегали разве что затем, чтобы перехватить бутерброд да завалиться спать - а утром по будильнику как штык на работу! Но это только в кино.

Кадр из фильма "Ты - мне, я - тебе"
Кадр из фильма "Ты - мне, я - тебе"

Практически невозможно найти фильм, где персонажи, скажем, радуются новым обоям или красивой люстре, собирают удобный шкаф для прихожей или застилают покрывалом нарядную софу. Да и то это, как правило, недалёкие домохозяйки, для которых пошив новой ситцевой занавески - единственная радость в жизни.

Рабочие же и передовики заняты куда более важными делами. Им это незачем, им не до того. И вообще это пережитки прошлого - созидание удобного для жизни дома. А если и вешают шторы или там коврик расстилают, так это ж просто выпала минутка в обеденный перерыв.

Потом-то они подхватываются и несутся выполнять социалистические обязательства.

Думается, нелепость и неухоженность жилья в советских фильмах говорила о том, что в реальности как раз всё наоборот.

Реальность же для реальных людей, а фильмы - для выдуманных героев с выдуманными событиями и переживаниями.