Природа создала нас не похожими друг на друга. Мы выглядим, воспринимаем окружающее и ведем себя по-разному. Помимо уникальной внешности каждый человек обладает определенным типом нервной системы — темпераментом. Анализируя сильные и слабые стороны темперамента ребенка, можно эффективно влиять на его успешность в музыкальной школе: педагоги найдут индивидуальный подход к обучению, а родители смогут выстроить доверительные отношения и помочь ребенку проявить свои таланты.
Как заниматься с холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами, как определить темперамент ребенка и какой темперамент лучше для музыканта, рассказываем в этой статье.
На фото: необычный инструмент Dzen Drum был представлен на IX Международном дне йоги в России.
Москва, Царицыно, июль 2023 г. Фотограф: Иван Василевский
Что такое темперамент?
Каждый из нас уникален и неповторим. Но человек не рождается уже сформированной личностью, ею он становится постепенно. На формирование личности человека с самого рождения влияют два основных фактора: внутренний (биологический) и внешний (социальный).
Темперамент — врожденная особенность нервной системы — относится к внутренним факторам развития психики. Это биологический фундамент, на котором человек формируется как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Представьте себе два произведения: одно — adagio (спокойное, медленное, ровное и тягучее). Другое — allegro, полная противоположность, стремительное и быстрое. Подобное можно наблюдать и в динамике психической деятельности разных людей.
У одних психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне спокойны, уравновешенны, иногда медлительны. Они редко активно проявляют эмоции, как правило сдержанны, их движения плавные и рациональные. Попадая в трудные обстоятельства или неловкую ситуацию, остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая.
У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, зачастую громкая. Движения хаотичные, мимика богатая.. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами: человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы.
Важно понимать, что темперамент и характер — это не одно и то же! С определенным темпераментом человек рождается, эта характеристика устойчивая, не подверженная кардинальным изменениям (как, например, рост человека или цвет глаз). А вот характер человека формируется уже в процессе жизни. Темперамент проявляется в силе эмоций, скорости реакций, темпе активности человека, а характер — в способе выражения эмоций.
Изучение темперамента
Впервые о темпераменте заговорил греческий врач и философ Гиппократ в V–IV веках до нашей эры. Ученый заметил, что люди отличаются друг от друга своим поведением. Но так как в его время психология и физиология только зарождались, Гиппократ предположил, что разница в поведении связана с состоянием четырех жидкостей в организме. Врач утверждал, что в организме холерика преобладает желчь, сангвиника — кровь, флегматика — слизь и меланхолика — черная желчь. Однако именно он сформулировал четыре типа темперамента, которые дошли до наших времен практически в неизменном виде.
Уже гораздо позже наш соотечественник, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов, продолжая исследовать врожденные характеристики организма, определил основные свойства нервной деятельности:
- силу процесса возбуждения и торможения;
- уравновешенность нервной системы;
- подвижность нервных процессов.
Павлов выяснил, что темперамент зависит не от какого-то одного из этих свойств, а от их сочетания. На основе этого он выделил четыре типа нервной системы:
Тип темперамента ребенок обычно наследует от мамы или папы, причем может приобретать в равной степени черты каждого родителя. Поэтому у одной пары могут появиться дети с разным типом темперамента, определить который можно уже после окончания кризиса трех лет. Психологи рекомендуют воспитывать и обучать ребенка с учетом ведущего типа темперамента.
Далее разберем подробно каждый из этих типов и дадим конкретные рекомендации, как заниматься музыкой с детьми разных темпераментов.
Холерик
Люди этого темперамента подвижны, неуравновешенны, возбудимы. Все психические процессы протекают у них стремительно, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением выражается в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты и движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, а настроение иногда резко меняется.
Педагогам и родителям нужно помнить, что холерики быстро возбуждаются и долго успокаиваются. Поэтому на занятиях с ними необходимо стремиться к спокойному и ровному общению, помогая бороться с чрезмерным возбуждением, разрушительная сила которого может проявляться не только в классе, но и на сцене. Холерика нужно тактично контролировать, учить самообладанию. Но не резкими замечаниями, особенно если рядом с ним другие дети! Лучше сказать замечание лично, спокойным голосом, не унижая достоинства ребенка, не оскорбляя его чувств, прежде сформировав доверительные отношения.
Известные композиторы-холерики: Людвиг Ван Бетховен, Ференц Лист.
Сангвиник
Легко сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Сангвиники легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке, активно вступают в контакты с людьми. Их речь громкая, отчетливая и сопровождается выразительной мимикой и жестами.
Занимаясь с такими детьми, педагогам и родителям нужно не допускать монотонности в общении и деятельности. Необходимо чередовать задания разных типов, менять виды работы, в равной степени воздействовать как словесными пояснениями, так и наглядно-иллюстративным методом. Особое внимание педагог должен уделить воспитанию навыков самоконтроля, умению поэтапно выполнять задачи.
Известные композиторы-сангвиники: Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Вивальди.
Флегматик
Человек этого темперамента медлителен, спокоен и уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, в отношениях с людьми он всегда ровен, в меру общителен. Настроение у него устойчивое.
Взрослым нужно позаботиться о создании у такого ребенка необходимого настроения при исполнении музыкального произведения. Детям-флегматикам трудно переключаться на новую волну художественных переживаний, они склонны повторяться в любой новой пьесе без учета ее характера. Нужно помнить, что непредвиденные обстоятельства, что-либо внезапное (перенос урока, внеплановое выступление) может выбить их из рабочего процесса. Флегматику необходимо знать заранее, что, где и когда он должен делать.
Известные композиторы-флегматики: Александр Порфирьевич Бородин, Александр Константинович Глазунов.
Меланхолик
У таких людей медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители. Длительное и интенсивное напряжение вызывает у детей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и вовсе ее прекращение. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с незнакомыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке.
Дети-меланхолики особенно нуждаются в добром слове, заботе и внимании педагога и родителей. Необходимо создавать спокойную атмосферу общения, не ставить в неожиданные ситуации, не требовать сразу сделать то, что не было задано для домашней подготовки. Поощрять не только отметкой, но и словами «хорошо», «молодец», формировать уверенность в своих силах. Оценивать неудачи таких учеников нужно с осторожностью, ведь они и сами болезненно их переживают. А вот в привычной и безопасной обстановке дети с таким темпераментом чувствуют себя уверенно и работают очень продуктивно.
Известные композиторы-меланхолики: Петр Ильич Чайковский, Фредерик Франсуа Шопен.
На фото: дети с духовыми инструментами производства «Ателье Гончарова» на XXII молодежных Дельфийских играх России, Саратовская область, апрель 2023 г.
Какой темперамент лучше для музыканта?
Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства:
- сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание;
- холерик — завсегдатай сцены, но монотонные занятия быстро ему наскучивают;
- флегматик же наоборот предпочитает однотипную и предсказуемую работу, лишь бы не было внезапного изменения планов;
- меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный.
Следовательно, нет темпераментов «плохих» и «хороших» — каждый человек эффективен в одних условиях и ограничен в других.
Как определить тип темперамента у ребенка?
Чтобы точнее определить тип темперамента ребенка, попробуйте пройти несложный тест: https://psytests.org/eysenck/epiG.html
Это сокращенная версия личностного опросника известного ученого, психолога Ганса Юргена Айзенка, адаптированная психологом Галиной Резапкиной специально для школьников-подростков.
Можно ли поменять свой темперамент?
Изменить свой темперамент в течение жизни невозможно. Однако можно немного сгладить его проявления, научиться контролировать себя и быть гибким в зависимости от ситуации.
Задача человека — знать свои сильные стороны и использовать их в любимом виде деятельности.
Автор: Елена Юрьевна Ганичева
Клинический психолог, арт-терапевт, детский психотерапевт
#музклассы_родителям #музклассы_психология #музыка #музкыкальнаяшкола