Найти тему
Музклассы.рф

Как темперамент человека влияет на занятия музыкой?

Оглавление

Природа создала нас не похожими друг на друга. Мы выглядим, воспринимаем окружающее и ведем себя по-разному. Помимо уникальной внешности каждый человек обладает определенным типом нервной системы — темпераментом. Анализируя сильные и слабые стороны темперамента ребенка, можно эффективно влиять на его успешность в музыкальной школе: педагоги найдут индивидуальный подход к обучению, а родители смогут выстроить доверительные отношения и помочь ребенку проявить свои таланты.

Как заниматься с холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами, как определить темперамент ребенка и какой темперамент лучше для музыканта, рассказываем в этой статье.

Понимание, каким темпераментом обладает ребенок, поможет в том числе и подобрать для него подходящий музыкальный инструмент.
Понимание, каким темпераментом обладает ребенок, поможет в том числе и подобрать для него подходящий музыкальный инструмент.

На фото: необычный инструмент Dzen Drum был представлен на IX Международном дне йоги в России.
Москва, Царицыно, июль 2023 г. Фотограф: Иван Василевский

Что такое темперамент?

Каждый из нас уникален и неповторим. Но человек не рождается уже сформированной личностью, ею он становится постепенно. На формирование личности человека с самого рождения влияют два основных фактора: внутренний (биологический) и внешний (социальный).

Темперамент — врожденная особенность нервной системы — относится к внутренним факторам развития психики. Это биологический фундамент, на котором человек формируется как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Представьте себе два произведения: одно — adagio (спокойное, медленное, ровное и тягучее). Другое — allegro, полная противоположность, стремительное и быстрое. Подобное можно наблюдать и в динамике психической деятельности разных людей.

У одних психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне спокойны, уравновешенны, иногда медлительны. Они редко активно проявляют эмоции, как правило сдержанны, их движения плавные и рациональные. Попадая в трудные обстоятельства или неловкую ситуацию, остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая.

У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, зачастую громкая. Движения хаотичные, мимика богатая.. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами: человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы.

Важно понимать, что темперамент и характер — это не одно и то же! С определенным темпераментом человек рождается, эта характеристика устойчивая, не подверженная кардинальным изменениям (как, например, рост человека или цвет глаз). А вот характер человека формируется уже в процессе жизни. Темперамент проявляется в силе эмоций, скорости реакций, темпе активности человека, а характер — в способе выражения эмоций.

Изучение темперамента

Впервые о темпераменте заговорил греческий врач и философ Гиппократ в V–IV веках до нашей эры. Ученый заметил, что люди отличаются друг от друга своим поведением. Но так как в его время психология и физиология только зарождались, Гиппократ предположил, что разница в поведении связана с состоянием четырех жидкостей в организме. Врач утверждал, что в организме холерика преобладает желчь, сангвиника — кровь, флегматика — слизь и меланхолика — черная желчь. Однако именно он сформулировал четыре типа темперамента, которые дошли до наших времен практически в неизменном виде.

Уже гораздо позже наш соотечественник, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов, продолжая исследовать врожденные характеристики организма, определил основные свойства нервной деятельности:

  • силу процесса возбуждения и торможения;
  • уравновешенность нервной системы;
  • подвижность нервных процессов.

Павлов выяснил, что темперамент зависит не от какого-то одного из этих свойств, а от их сочетания. На основе этого он выделил четыре типа нервной системы:

-2

Тип темперамента ребенок обычно наследует от мамы или папы, причем может приобретать в равной степени черты каждого родителя. Поэтому у одной пары могут появиться дети с разным типом темперамента, определить который можно уже после окончания кризиса трех лет. Психологи рекомендуют воспитывать и обучать ребенка с учетом ведущего типа темперамента.

Далее разберем подробно каждый из этих типов и дадим конкретные рекомендации, как заниматься музыкой с детьми разных темпераментов.

Холерик

Люди этого темперамента подвижны, неуравновешенны, возбудимы. Все психические процессы протекают у них стремительно, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением выражается в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты и движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, а настроение иногда резко меняется.

Педагогам и родителям нужно помнить, что холерики быстро возбуждаются и долго успокаиваются. Поэтому на занятиях с ними необходимо стремиться к спокойному и ровному общению, помогая бороться с чрезмерным возбуждением, разрушительная сила которого может проявляться не только в классе, но и на сцене. Холерика нужно тактично контролировать, учить самообладанию. Но не резкими замечаниями, особенно если рядом с ним другие дети! Лучше сказать замечание лично, спокойным голосом, не унижая достоинства ребенка, не оскорбляя его чувств, прежде сформировав доверительные отношения.

Известные композиторы-холерики: Людвиг Ван Бетховен, Ференц Лист.

Сангвиник

Легко сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Сангвиники легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке, активно вступают в контакты с людьми. Их речь громкая, отчетливая и сопровождается выразительной мимикой и жестами.

Занимаясь с такими детьми, педагогам и родителям нужно не допускать монотонности в общении и деятельности. Необходимо чередовать задания разных типов, менять виды работы, в равной степени воздействовать как словесными пояснениями, так и наглядно-иллюстративным методом. Особое внимание педагог должен уделить воспитанию навыков самоконтроля, умению поэтапно выполнять задачи.

Известные композиторы-сангвиники: Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Вивальди.

Флегматик

Человек этого темперамента медлителен, спокоен и уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, в отношениях с людьми он всегда ровен, в меру общителен. Настроение у него устойчивое.

Взрослым нужно позаботиться о создании у такого ребенка необходимого настроения при исполнении музыкального произведения. Детям-флегматикам трудно переключаться на новую волну художественных переживаний, они склонны повторяться в любой новой пьесе без учета ее характера. Нужно помнить, что непредвиденные обстоятельства, что-либо внезапное (перенос урока, внеплановое выступление) может выбить их из рабочего процесса. Флегматику необходимо знать заранее, что, где и когда он должен делать.

Известные композиторы-флегматики: Александр Порфирьевич Бородин, Александр Константинович Глазунов.

Меланхолик

У таких людей медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители. Длительное и интенсивное напряжение вызывает у детей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и вовсе ее прекращение. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с незнакомыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке.

Дети-меланхолики особенно нуждаются в добром слове, заботе и внимании педагога и родителей. Необходимо создавать спокойную атмосферу общения, не ставить в неожиданные ситуации, не требовать сразу сделать то, что не было задано для домашней подготовки. Поощрять не только отметкой, но и словами «хорошо», «молодец», формировать уверенность в своих силах. Оценивать неудачи таких учеников нужно с осторожностью, ведь они и сами болезненно их переживают. А вот в привычной и безопасной обстановке дети с таким темпераментом чувствуют себя уверенно и работают очень продуктивно.

Известные композиторы-меланхолики: Петр Ильич Чайковский, Фредерик Франсуа Шопен.

Каким бы ни был темперамент ребенка, главное, чтобы он был счастливым!
Каким бы ни был темперамент ребенка, главное, чтобы он был счастливым!

На фото: дети с духовыми инструментами производства «Ателье Гончарова» на XXII молодежных Дельфийских играх России, Саратовская область, апрель 2023 г.

Какой темперамент лучше для музыканта?

Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства:

  • сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание;
  • холерик — завсегдатай сцены, но монотонные занятия быстро ему наскучивают;
  • флегматик же наоборот предпочитает однотипную и предсказуемую работу, лишь бы не было внезапного изменения планов;
  • меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный.

Следовательно, нет темпераментов «плохих» и «хороших» — каждый человек эффективен в одних условиях и ограничен в других.

Как определить тип темперамента у ребенка?

Чтобы точнее определить тип темперамента ребенка, попробуйте пройти несложный тест: https://psytests.org/eysenck/epiG.html

Это сокращенная версия личностного опросника известного ученого, психолога Ганса Юргена Айзенка, адаптированная психологом Галиной Резапкиной специально для школьников-подростков.

Можно ли поменять свой темперамент?

Изменить свой темперамент в течение жизни невозможно. Однако можно немного сгладить его проявления, научиться контролировать себя и быть гибким в зависимости от ситуации.

Задача человека — знать свои сильные стороны и использовать их в любимом виде деятельности.

Автор: Елена Юрьевна Ганичева

Клинический психолог, арт-терапевт, детский психотерапевт

#музклассы_родителям #музклассы_психология #музыка #музкыкальнаяшкола