В XVIв метаморфозы происходили не только с женским корсетом, но и с мужской плечевой одеждой.
Так во Франции во времена правления ГенрихаIII в моду вошел пурпуэн с выпуклым передом на стеганной подкладке, типа испанского хубона. Такой крой пурпуэна позволял надевать под него кирасу, что в условиях идущей в то время гражданской войны было довольно удобно. В то же время заниженная талия пурпуэна становится зауженной, создавая более женственный силуэт.
В английский мужской костюм, с опозданием на десять лет, проникают французская и венецианская мода. Дублет, надеваемый непосредственно на нижнюю камизу, выкраивают по подобию французского пурпуэна, но более громоздким, более карикатурных форм. Дублет мог быть как с рукавами, так и без, как жилет. И в том, и в другом случае его шили с плечевыми валиками, к которым крепились рукава. Мужской костюм, так же как и женский представлял собой эдакий конструктор, где рукава могли переставляться с одной вещи на другую. Более того, есть источники, где упоминаются рукава, преподнесенные в дар отдельно от наряда.
Писк моды «гороховый» дублет и джеркин «гусинное брюхо». Джаркин- узкая куртка с застежкой под горло. Валики-эполеты позволяли прикреплять рукава.
Дублет отличался от джаркина тем, что у джаркина присутствовала баска-оборка, пришитая по талии. Раньше у джаркина баска походила на юбку, но к концу XVIв остался укороченный вариант.
Крой джеркина «гусинное брюхо» отличался неестественными пропорциями в нижней части корпуса и походил на вздувшийся живот.
Другой модный вид мужской плечевой одежды- «гороховый дублет»/ «стручковый дублет»/ «Peascod»- по форме напоминал гороховый стручок.
Особое сходство добавляли пуговицы, украшавшие его.
В XVIв застежка на пуговицы вошла в моду. Пуговицы показывали статус хозяина.
Простолюдины кроили одежду, надевавшуюся через голову. Дворянская одежда предполагала застежку, потому, что одежда кроилась более узкой, по фигуре. Раньше в качестве застежки использовали шнуровку. В XVIв одежда застегивалась при помощи пуговиц, изготовлявшихся из драгоценных металлов, с камнями, эмалью. Так можно было показать свою состоятельность. Пуговицы пришивали на мужские костюмы сотнями - уже чисто из «любви к искусству», ради красоты, а не для удобства. К примеру живший в начале XVIв ФранцискI приказал нашить на свою одежду 13600 золотых пуговиц. Пуговичный психоз продолжался несколько столетий. Спустя 100 лет другой французский король, Людовик
XIV,заплатил за пуговицы к жилету 316 3млн 600тыс.франков. Пуговицы были украшены 816 самоцветами,1824 алмазами и цветной эмалью. А у графа Д'Артуа, будущего КарлаV, пуговицами служили миниатюрные часы, дорогая новинка того времени.
Шнуровка тоже была в употреблении: с помощью шнуровки подгоняли по фигуре корсет и присоединяли части одежды(рукава, брагетт).
«Гороховый» дублет и джеркин «гусинное брюхо» делали фигуру более весомой. Забавно, что детям и подросткам знатных фамилий шили такую же объёмную одежду, так как отдельно детской одежды тогда не существовало. Дети и подростки носили уменьшенную копию взрослых костюмов.
Респект за лайк или комментарий. И дополнительный плюс в карму.
Иллюстрации из специальной литературы и интернета.