Найти в Дзене

Гусиное брюхо, гороховый дублет.

ГенрихIII, с которого все началось
ГенрихIII, с которого все началось

В XVIв метаморфозы происходили не только с женским корсетом, но и с мужской плечевой одеждой.

"Свадьба ГенрихаIII" . Новобрачный в модном пурпуэне приталенного силуэта с заниженной талией.
"Свадьба ГенрихаIII" . Новобрачный в модном пурпуэне приталенного силуэта с заниженной талией.

Так во Франции во времена правления ГенрихаIII в моду вошел пурпуэн с выпуклым передом на стеганной подкладке, типа испанского хубона. Такой крой пурпуэна позволял надевать под него кирасу, что в условиях идущей в то время гражданской войны было довольно удобно. В то же время заниженная талия пурпуэна становится зауженной, создавая более женственный силуэт.

Фрагмент картины "Генрих Гиз на аудиенции у  ГенрихаIII"
Фрагмент картины "Генрих Гиз на аудиенции у ГенрихаIII"

В английский мужской костюм, с опозданием на десять лет, проникают французская и венецианская мода. Дублет, надеваемый непосредственно на нижнюю камизу, выкраивают по подобию французского пурпуэна, но более громоздким, более карикатурных форм. Дублет мог быть как с рукавами, так и без, как жилет. И в том, и в другом случае его шили с плечевыми валиками, к которым крепились рукава. Мужской костюм, так же как и женский представлял собой эдакий конструктор, где рукава могли переставляться с одной вещи на другую. Более того, есть источники, где упоминаются рукава, преподнесенные в дар отдельно от наряда.

Джаркин с баской. Можно рассмотреть отдельно пришнурованные рукава.
Джаркин с баской. Можно рассмотреть отдельно пришнурованные рукава.

Писк моды «гороховый» дублет и джеркин «гусинное брюхо». Джаркин- узкая куртка с застежкой под горло. Валики-эполеты позволяли прикреплять рукава.

Генри Ризли, 3 граф Саутгемптон. 1600г.Раньше "юбка" джаркина лежала на оаппа-стокс (буффированных штанах). Портрет еще интересен не характерной для того времени прической.
Генри Ризли, 3 граф Саутгемптон. 1600г.Раньше "юбка" джаркина лежала на оаппа-стокс (буффированных штанах). Портрет еще интересен не характерной для того времени прической.

Дублет отличался от джаркина тем, что у джаркина присутствовала баска-оборка, пришитая по талии. Раньше у джаркина баска походила на юбку, но к концу XVIв остался укороченный вариант.

Неизвестный художник "Портрет сэра Фрэнсиса Дрейка" 1580г. Джаркин "Гусиное брюхо" отличался неестественными пропорциями в нижней части корпуса. Как видно на иллюстрации, баска уменьшилась.
Неизвестный художник "Портрет сэра Фрэнсиса Дрейка" 1580г. Джаркин "Гусиное брюхо" отличался неестественными пропорциями в нижней части корпуса. Как видно на иллюстрации, баска уменьшилась.

Крой джеркина «гусинное брюхо» отличался неестественными пропорциями в нижней части корпуса и походил на вздувшийся живот.

"Peascod" в профиль особенно похож на стручок.
"Peascod" в профиль особенно похож на стручок.

Другой модный вид мужской плечевой одежды- «гороховый дублет»/ «стручковый дублет»/ «Peascod»- по форме напоминал гороховый стручок.

"Портрет Филипа Сидни" 1578г. На нем модный "гороховый" дублет со множеством пуговиц.
"Портрет Филипа Сидни" 1578г. На нем модный "гороховый" дублет со множеством пуговиц.

Особое сходство добавляли пуговицы, украшавшие его.

В XVIв застежка на пуговицы вошла в моду. Пуговицы показывали статус хозяина.

Сэр Уолтер Рейли в "Гороховом" дублете, 1588г.
Сэр Уолтер Рейли в "Гороховом" дублете, 1588г.

Простолюдины кроили одежду, надевавшуюся через голову. Дворянская одежда предполагала застежку, потому, что одежда кроилась более узкой, по фигуре. Раньше в качестве застежки использовали шнуровку. В XVIв одежда застегивалась при помощи пуговиц, изготовлявшихся из драгоценных металлов, с камнями, эмалью. Так можно было показать свою состоятельность. Пуговицы пришивали на мужские костюмы сотнями - уже чисто из «любви к искусству», ради красоты, а не для удобства. К примеру живший в начале XVIв ФранцискI приказал нашить на свою одежду 13600 золотых пуговиц. Пуговичный психоз продолжался несколько столетий. Спустя 100 лет другой французский король, Людовик

XIV,заплатил за пуговицы к жилету 316 3млн 600тыс.франков. Пуговицы были украшены 816 самоцветами,1824 алмазами и цветной эмалью. А у графа Д'Артуа, будущего КарлаV, пуговицами служили миниатюрные часы, дорогая новинка того времени.

Шнуровка тоже была в употреблении: с помощью шнуровки подгоняли по фигуре корсет и присоединяли части одежды(рукава, брагетт).

«Гороховый» дублет и джеркин «гусинное брюхо» делали фигуру более весомой. Забавно, что детям и подросткам знатных фамилий шили такую же объёмную одежду, так как отдельно детской одежды тогда не существовало. Дети и подростки носили уменьшенную копию взрослых костюмов.

Респект за лайк или комментарий. И дополнительный плюс в карму.

Иллюстрации из специальной литературы и интернета.