Жаркий август 2022 года. Парк «Черное озеро» Казани. Концертмейстер Геннадий Садовников аккомпанирует лениногорскому мордовскому ансамблю «Эрзянка» на сцене фестиваля «Древо жизни", посвященного изучению культуры народов Поволжья. Выступают с известными российскими исполнителями, становятся фаворитами праздника.
«Услышав в казанском парке мордовскую речь, увидев артистов в одежде из сундуков, люди были сильно удивлены. После того, как мы сошли со сцены, нас обступили зрители. Говорили, что наши песни тронули их до глубины сердца: от первых звуков - до последних, вернули в босоногое деревенское детство!», - делится Геннадий Садовников, Заслуженный работник культуры РТ. Талантливый композитор и исполнитель, заслуживший признание земляков, почитателей его таланта. Из своих 70 лет, 60 он провел на сцене.
Просил аккордеон – получил гармошку
Его детство прошло в маленькой деревушке Новый чувашский Адам, который тогда относился к Алексеевскому району, сегодня – Аксубаевскому. Учился в соседней деревне Емелькино, туда и обратно – получалось 4 километра.
В сильные морозы, метель или же распутицу оставался ночевать у дяди – брата отца. Именно здесь он увлекся музыкой. Дядя Василий Николаевич был в Емелькинской школе математиком. И очень любил играть на баяне. А его жена Анастасия Константиновна учила детей пению, играла на аккордеоне.
«Она давала мне в руки аккордеон, ставила передо мной ноты, занималась со мной. Этот инструмент мне очень нравился. Я долго упрашивал отца (его звали Николай Николаевич, был участником войны, работал водителем), купить мне его. А он сказал, что не осилит аккордеон, дорогой инструмент - а нас, детей, в семье было пятеро. И привез гармошку из Чистополя», - вспоминает наш герой.
Слава артиста-гармониста пришла ему еще в школе. Как-то перед 23 февраля учительница Тамара Филлипова собрала группу музыкально одаренных ребят. Выступив в школе, юные таланты по праздникам стали с концертами ездить по соседним деревням. Хлопали им от души!
Удивительно, маленький Геннадий не чувствовал никакого стеснения на сцене, выступать – для него было также естественно, как дышать.
После 10 класса, он долго не думая, поступил в Лениногорское музыкально-художественное педучилище. Позвал его односельчанин Валерий Сторожев, в то время третьекурсник ЛМХПУ.
Приехав из деревни в город, испытываешь стресс
«Поехал в Лениногорск, даже не зная толком, как доехать. Из Аксубаево на автобусе добрался до Нурлата, оттуда поездом до Бугульмы, и дальше – вновь автобусом до места. И это вместо того, чтобы еще до Бугульмы сойти на станции Письмянка. Да и вообще, когда из деревни попадаешь в город, пусть даже такой небольшой, как Лениногорск, испытываешь стресс. Во-первых – из-за тоски по дому, а во-вторых – из-за страха и сомнений – смогу ли я?», - делится он.
С училища его призвали в Армию. Все два года службы в Московском военном округе, в ракетных войсках, (1971 -1973), он играл в гарнизонном духовом оркестре – это стало для него бесценным опытом.
Семидесятые годы – годы музыкального подъема в стране. Повсеместно проходили фестивали, организовалась вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) – в школах, сельских клубах, Дворцах культуры. Отслужив, Геннадий Садовников легко вошел в новую волну, вместе с Николаем Артамоновым организовали при Дворце культуры Лениногорска ВИА «Альтаир». Его друг играл на трубе, Геннадий - на тромбоне. Затем Николай уехал в Казань, устроился в столичную филармонию. А Геннадий остался здесь.
В творчестве с Анваром Бакировым.
После окончания ЛМХПУ его направили в Нижнюю Чершилу, где заведовал сельским клубом, работал в филиале Лениногорской музыкальной школы. Заведовал им Анвар Бакиров, уже тогда известный композитор, автор популярных песен и одного из самых популярных балетов в Татарстане «Су анасы»-«Водяная».
«Сельская музыкальная школа меня обрадовала – 40 баянов, 20 фортепьяно, 3 комплекта духового оркестра. А более всего впечатлил сам Анвар Бакиров, его открытость, дружелюбие», - отмечает Геннадий Садовников.
Анвар Бакиров возил своего молодого коллегу в Казань, организовал для него встречу с Назипом Жигановым, прославленным композитором, возглавлявшим в ту пору консерваторию.
«Назип Жиганов навсегда остался в моей памяти – такой представительный человек. Он прослушал мою игру на тромбоне, дал свои советы, порекомендовал заниматься в консерватории», - рассказывает наш герой.
В Нижних Чершилах Садовников проникся татарской культурой, традициями, научился татарскому языку. Создал из деревенских ребят духовой оркестр, занимался с ними 4 года. Это начинание поддерживал Кузьма Николаевич Ванюков, возглавлявший в ту пору хозяйство «Спартак», расположенное на землях сельского поселения. Взяв в репертуар самые популярные песни, к примеру, «Через 2 зимы», оркестр прославился в юго-восточном регионе, добивался побед на конкурсах. Ребята старались, бросили курить - как того требовало духовое искусство. Так, Ильшат Сабирзянов играл на трубе. И во время службы в Армии, на Тихоокеанском флоте, играл в оркестре – увидел Америку, Индию. В своих письмах своему педагогу Геннадию Николаевичу очень его благодарил - за вовлеченность в музыку.
Душа национальных коллективов.
Затем Геннадия Садовникова пригласили музыкальным руководителем в ДК Лениногорска. Здесь он создал духовой оркестр. Ни одно торжество не проходило без духового оркестра, которым руководил Геннадий Садовников.
Этот оркестр в День Победы, большие праздники играл у Вечного огня, на центральной площади. На его выступление приходил весь город. В 1989 году совместно с Афанасием Прохоровым организовали чувашский фольклорный ансамбль под названием «Сеспель» – «Подснежник», спустя время, переименованное в «Шура Хура» – «Белая береза». Впрочем, он является душой всех национальных коллективов, работающих в ДК.
«Если говорить о национальной принадлежности, то Геннадий Николаевич - уникум. С чувашами он общается как чуваш, с татарами - как татарин, мордва – как мордва, с русскими - как русский. Не только играет мелодии разных народов, но и вникает в их культуру, традиции, обычаи», - говорят о нем артисты ДК. И добавляют к сказанному, что ему и ноты не нужны. Если напеть один куплет любой песни, сразу подхватывает мелодию на баяне.
“В восьмидесятые годы еще не было такого, чтобы артисты на сцене выступали под записанное музыкальное сопровождение. Бывали концерты, которые объединяли выступления творческих групп разных национальностей. Геннадий Иванович по два часа находился с баяном на сцене. Вначале он аккомпанировал национальным ансамблям, затем – индивидуальным исполнителям. И каждый раз – с вдохновением! Ни разу мы не слышали от него слово «устал», - говорит директор ДК Флера Тухватова.
И сегодня в строю.
Трудно и сегодня представить работу ДК без Геннадия Николаевича. Возглавляет ансамбль баянистов.
Своим искусство продолжает вносить немалый вклад в диалог культур. Работая с национальными ансамблями, развивает чувашскую, мордовскую, татарскую, русскую культуру, традиции язык. Добился успеха, выступая с ансамблем "Эрзянка" на международных фестивалях финно-угорских народов в Саранске, Мордовия, (1993 г.), Петрозаводске, Карелия, (2008 г.). Объездил с «Шура Хуран», многие регионы России, заслужив награды и признание. Недавнее признание - ансамбль стал призером межрегионального фестиваля «Салам-2020».
Самое главное – стремится прививать любовь к родному языку юному поколению. При «Шура Хура» организовал детскую группу «Салам». Его очень волнует то, что дети различных национальностей, проживая в городах, общаясь на русском, практически не разговаривают на родном языке.
«Когда мы беремся разучивать чувашскую песню с участниками «Салам», я сначала им рассказываю о том, о чем она, потом мы разучиваем отдельные слова, фразу. Это нелегко. И детям, и мне. И как мы бываем рады, когда наша песня бывает готовой для выхода на сцену», - объясняет он.
Показывает красоту национального творчества везде, будь-то Сабантуй, большая сцена городов или же благотворительный концерт в Лениногорском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Находит время, чтобы заниматься с ребятами, имеющие ограниченные физические возможности, выводит их на сцену.
За вклад в культуру Геннадий Садовников удостоен нагрудного знака Министерства культуры РТ "За достижение в культуре", ему присвоено звание "Заслуженный работник культуры РТ, одним их первых он получил звание лауреата премии имени Шамиля Бикчурина.
В эти дни он полон творческих идей, планов, готовится к большому концерту в связи со своим юбилеем – 70-летием, который пройдет в ДК. Все годы творчества он находит поддержку в семье. Вместе с женой вырастили дочь Марину, она работает воспитателем в одном из детских садов в Лениногорске, и сына Андрея - занят в строительной сфере. Внучка Ксения с золотой медалью окончила школу, овладевает профессией дизайнера в Казанском архитекторно-строительном университете. Внук Леон - второклассник. Они – самые большие почитатели его творчества и группа поддержки в моменты творческого поиска.