Найти в Дзене

Самый народный вагон

Оглавление

Рассказываем историю плацкартного вагона от императорской России до наших дней

Плацкартный вагон — один из наиболее популярных в нашей стране. С поездками в "плацкарте" у многих связаны самые разные воспоминания: эти коммуналки на колёсах больше всего располагают к общению, именно в них часто можно встретить интересных собеседников, с которыми время пролетит быстрее.

Как всё началось

Появились эти вагоны ещё до революции. В плацкартах третьего класса полки располагались по всем нам знакомой схеме: четыре — поперёк вагона, две — вдоль. Впрочем, конструкция всё же отличалась. Так, существует описание вагона 1892 года, где из двух нижних поперечных полок при раскладывании получалось спальное место на троих, вверху при этом сооружалась подобная лежанка из спинок кресел.

Интерьер плацкартного вагона с линкрустовой отделкой. Папян А. Л. "Едут на учёбу", 1953.
Интерьер плацкартного вагона с линкрустовой отделкой. Папян А. Л. "Едут на учёбу", 1953.

Немного о названии

Название произошло от немецкого platz-karte — квитанции, которая даёт право занимать определённое место.

Жёсткий период

После 1917 года деление вагонов на классы ушло, плацкартные стали называть жёсткими. Они и правда были жёсткими: полки делали без обивки до середины 60-х годов прошлого века.

Переменчивая длина

Со временем менялась и длина плацкартного вагона. До революции она составляла 14 или 18 метров, в 20-е годы прошлого века — 14 метров, позже увеличилась до 20 с лишним метров.

В 1946 году на Ленинградском заводе имени И. Е. Егорова стали выпускать вагоны длиной 23,6 метра, в которых размещалось по 60 полок. Постепенно конструкция совершенствовалась, выпуск налаживали на разных заводах, в том числе польских.

-3

А что сейчас?

С 1966 года российские плацкартные вагоны производят только в Твери. В 2018 году появился образец нового вагона, которым планируется к 2025 году заменить все предыдущие.

В каждом современном "плацкарте" — девять открытых купе по шесть полок, всего в вагоне могут одновременно путешествовать 54 человека. Багаж кладут под нижние полки или на специальные полки сверху. Также в вагоне есть два туалета, купе проводников и служебное, "титан" с кипятком.

-4