Найти тему
FARTHAUS

Расцвет эпохи дальнобойщиков начался с... хлеба.

Суровые мужики на огромных грузовиках — это те, кто в 1970-е заняли нишу ковбоев. Символы свободы, борьбы с системой. Но все это началось с самого необычного источника.

Как булочки хлеба вложили свой вклад в становление культуры дальнобойщиков? Внезапные сочетания рекламы и фильмов или то, как водитель грузовика стал символом свободы и борьбы за свои права в глазах жителей США.

Ну ладно, а вот сейчас будет больно. Удар прямо в детство. Или в начало 1990-х, какие они были у меня. Культура американских дальнобойщиков. То, откуда выросли все эти игры «Дальнобойщики» и прочие Truck Simulator. Все дети, для кого водители огромных восемнадцатиколесников были кем-то вроде современных ковбоев. Только вместо табунов скота они управляют здоровенными, тяжёлыми металлическими монстрами, способными тащить тонны грузов через всю страну. Но, я вот вам сейчас скажу одну главную вещь — как и в случае с ковбоями, эта профессия излишне романтизирована. А вторая неприятная для многих деталька — всё это пошло... от одной рекламы. И не самой логичной, в этом отношении. Давайте остановимся подробнее на роли в том, как маркетинг создаёт новую моду. Пусть даже и не нарочно.

Сразу оговорюсь, история роста популярности субкультуры — такая гипотеза культурологов. Высчитывать, что же там именно и как точно повлияло на культурный слой — это примерно, как пытаться выяснить, какой из сотен ручейков является главным при наполнении реки. Но здесь, примерно можно назвать родник, который стал решающим, чтобы пробить плотину в широкую аудиторию. Сама идея «культуры дальнобойщиков» уже давно витала в воздухе. Где-то во времена 1950-х годов. Тогда в США они были кем-то вроде рыцарей, помогавшим людям, застрявшим на шоссе. Плюс уже там зарождались нотки борьбы с системой. В отличие от всех белых воротничков, просиживающих свои штаны в офисах, дальнобои считались людьми дела, такими странниками, которые помогали товарам течь (goods musht flow!!). Но в эту замечательную систему свободы и «типа как анархии» вмешивались своими подлыми ручонками «эффективные менеджеры». Пытались установить на машины различные приборы для учёта пройденного маршрута. Но хитрые водители саботировали все эти попытки внести элементы порядка в свою вольницу.

Свобода и воля — давние символы США, да?
Свобода и воля — давние символы США, да?

Где-то лет через десять в коллективном бессознательном плотно укоренилось связь между шофером металлического монстра и музыкой кантри. Прогремели несколько композиций в этом жанре, которые описывали нелёгкий быт данной прослойки общества. Если раньше они воспевали жизнь ковбоев, шахтёров, простых рабочих, то сейчас этот ореол славы перешёл на дальнобойщиков. Вторую цистерну бензина в популярность этой субкультуры подлили слухи о товариществе внутри водительского коллектива. Они активно использовали радио, чтобы передавать друг другу информацию о различных сложностях на дороге. Помогали друг другу и приходили на выручку в неприятных ситуациях. В общем — типа как одна семья и всё такое прочее. Людям, которым хотелось бы обрести цель в жизни и понимающий коллектив — подобные сюжеты были очень близко. И вот поэтому в 1970-х годах попёрли фильмы, посвящённые этим ребятам. Как из рога изобилия посыпались White Line Fever, знаменитый Smokey and the Bandit, Breaker! Breaker! с Чаком Норрисом и F.I.S.T. со Сталлоне. Потом ещё был сериал «Би-Джей и Медведь» и ещё несколько подобных. Ну и, конечно же, не забываем про «Конвой». Фильм вышел чуть позже, чем остальные из этой серии, однако, был особенным... Но начать стоит с совсем другой стороны.

Автор всего этого дела.
Автор всего этого дела.

CW McCall — отличное имя для какой-нибудь звёзды кантри, да? Человек, исполнивший одну из знаковых песен для этого направления. Словно бы проникший в душу любого водителя грузовика своими словами. Но, это был лишь псевдоним. Настоящее имя автора и исполнителя было Уильям Дейл Фрайс-младший и он был, совершенно не из той среды, которая ассоциируется с большими машинами, ночами за рулём и придорожными забегаловками. На самом деле он был... рекламщиком в компании Bozell & Jacobs. И за свою работу у него было несколько наград Клио (здесь встрепенулись все зрители сериала «Безумцы», да?). И однажды ему понадобилось сообразить, как бы прорекламировать товар Old Home Bread. Ну да, обычный такой хлеб. Уильям подумал, поприкидывал и решил действовать на том, что зрители уже знают. Грузовики. По дорогам всё время ездили фуры этой фирмы и достаточно много, чтобы все были с ними знакомы. Поэтому он придумал своего персонажа по имени... да, вы догадались КВ МакКолл.

И вот вам его история.

Такой дальнобойщик, который вёз хлеб через снежную бурю, останавливался в кафешке, начинал флиртовать с официанткой и... В общем — смысл был в том, что старый добрый хлеб — это всегда хорошо, особенно если рядом есть приятные люди, пусть даже и на дворе снежная буря. И вся эта история сопровождалась песней в стиле кантри, которая буквально описывала всё, что происходит в рекламном клипе. Ну и да, CW — это Кантри и Вестерн, если что. И внезапно, Уильяму так понравилось петь в этом жанре, что рекламщик записал ещё несколько песен от лица всё того же своего героя МакКола. В такой же манере автор рассказывал радиослушателям, как на грузовике путешествует по стране, знакомится с людьми и так далее. Да, эти истории стали достаточно популярных, чтобы обеспечить ему внимание со стороны радио, пока наконец в 1975...

Еще один «донатер» во всю эту историю. Радиоприемник.
Еще один «донатер» во всю эту историю. Радиоприемник.

В 1973 по стране гремел топливный кризис. Цены полезли вверх. И чтобы как-то всё это сдерживать и экономить, США ввели ограничение скорости в 55 миль для всех. Естественно, для водителей подобное было не самым приятным явлением — им бы доставлять грузы побыстрее. Но бунтовщиков спасало Citizen’s Band (CB) — радио. Относительно дешёвые радиопередатчики, для которых не нужно было обладать лицензией. В тот период они стали популярны, заменяя нынешние социальные сети. Люди могли общаться с незнакомцами по всей стране, слушать споры между радиолюбителями по ночам, устраивать переговоры с друзьями или коллегами. И вот последний вариант активно пользовался водителями. Они организовывали большие колонны, которые двигались по шоссе с большей скоростью, чем разрешённая, потому что полицейским было сложно их остановить. В дороге шофёры предупреждали друг друга о засадах на дороге и вообще активно общались. Так как это было общедоступные частоты, то водители разработали сложную систему шифров и сленга. И вот Уильям занялся тем, что слушал по радио эти переговоры, и под впечатлением от них записал песню Конвой!

И давайте подпеваем!

Да, тот самый гимн водителей, которая стала золотым часом этого героя. Её журнал Rolling Stones поставил на 98 место в списке «100 величайших песен в жанре кантри». Она тут же попала в несколько чартов, держалась в них неделями, а потом разошлась миллионными тиражами на жёстких носителях. И вообще, стала чрезвычайно популярной, оставаясь до сих пор наиболее узнаваемой в мире. В ней пелось о том, как дальнобойщики боролись с законом. Ну, то есть со всеми теми «эффективными менеджерами», которые устанавливали скорость, фальсифицировали записи об отдыхе водителей и прочие проверки. Про беспредел полицейских считающих шоферов, кем-то вроде бандитов и беспредельщиков. Всё это перемежалось сленгом дальнобоев, имитацией переговоров по радио, воспевало дружбу и самопожертвование. Короче, населению Северной Америке очень зашло.

Так, стоп... это мы тоже за популярность должны хлебчик благодарить, что ли?
Так, стоп... это мы тоже за популярность должны хлебчик благодарить, что ли?

А если что-то зашло обширным массам нескольких стран, одной песней вы не обойдётесь. Началась буквально дойка этого образа и тематики. Вот ответом на взлёт популярности как раз и стали те разнообразные фильмы и сериалы про свободолюбивых обитателей дорог. Истории сыпались как из рога изобилия. Именно тогда родился стереотип водителя грузовика как борца с системой, героя-одиночки, но при этом члена большой семьи остальных шоферюг, всегда готовых помочь. А по песне потом даже сняли фильм «Конвой», который только закрепил подобный стереотип в глазах населения. Это лет через десять будет охлаждение и дрейф «на тёмную сторону» всего братства дальнобойщиков. Как раз когда, после очередного нефтяного кризиса, водители грузовиков перейдут к насильственным действиям. Начнут угрожать тем, кто не поддерживает забастовку, стрелять в водителей и забрасывать камнями их грузовики. А пока, до середины 1980-х, он стал символом свободы и той самой «борьбы за свои права». И мало кто помнит, что всё это произошло в чём-то благодаря только рекламному ролику хлебушка. Неожиданный такой переход из одной сферы в другую. Да?

---------------------------

Автор - https://t.me/GreenHedgehog