Найти тему
Новости Live

Развитие речи и психических процессов у ребенка в раннем возрасте.

Оглавление

Сравнивая своего малыша с его сверстниками, многие родители часто оказываются недовольны темпами его психического или речевого развития. Одним кажется, что их кроха мало и плохо говорит, другим — что ребенок мог бы быть более любознательным (послушным, самостоятельным, внимательным и проч.). В этом случае возникает вопрос, как же проследить за развитием ребенка и не допустить отставания или, того хуже, отклонения?

Как правильно следить за развитием ребенка?

Воспитание с оглядкой на детей друзей и соседей не вполне корректно, потому что каждый ребенок имеет право быть самим собой и развиваться в свойственном ему темпе. Тем более, что все дети изначально не равны: у всех был разный жизненный старт (имеется в виду перинатальный период), персональная и неповторимая наследственность, индивидуальные показатели здоровья, исключительно личные условия проживания. Все это обязательно накладывает свой отпечаток на особенности развития маленького человечка, поэтому даже дети одной семьи и те не похожи друг на друга. А это значит, что ребенка надо сравнивать не столько с другими детьми, сколько с ним самим.

Каким малыш был месяц, два или полгода назад? Если динамика его развития кажется недостаточной, имеет смысл сначала проанализировать описанные выше «исходные данные», а затем заняться стимуляцией психических процессов. На обоих этих этапах необходимо воспользоваться диагностико - консультативной и коррекционной помощью специалистов. Логопед, дефектолог и психолог помогут правильно организовать для ребенка речевую и игровую среду, в которой он находится. И тогда, изначально заложенные самой природой, потребность в речевом общении и познавательная активность смогут быть реализованы ребенком в полной мере.

Рекомендации логопеда, дефектолога для развития речи и психических процессов у ребенка в раннем возрасте:

  • понизить зашумлённость окружающей ребенка среды: выключить ТВ, видео, радио и т.д. Включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра (от 3 до 15 минут за один раз);
  • подражать звукам, интонированиям ребёнка: пропевать их, повторять несколько раз с разными эмоциями и интонациями;
  • не поправлять ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорить «да» (знак того, что сообщение понято) и давать правильный вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок»;
  • откликаться на любое проявление общения малыша: развернуться в его сторону, посмотреть в глаза, улыбнуться и т.д.;
  • петь для ребёнка, читать стихи во время режимных моментов (одевание, умывание, засыпание и т.д.);
  • проводить игры-потешки на коленях: «ладушки», «по кочкам» и т.д. Это важно для соединения телесного и речевого контакта, создания доверительной атмосферы;
  • использовать в общении простые жесты, простые фразы, добившись сначала зрительного контакта с ребёнком;
  • развивать артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: например, есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы и мимикой показывать разные эмоции;
  • играть в «повторялки» - то есть, повторять действия ребёнка;
  • использовать игрушки, включающиеся от громких звуков;
  • проговаривать действия свои и ребёнка (речевое сопровождение взрослого) – то есть, говорить, спрашивать, отвечать за ребёнка, «думать вслух» над игровыми заданиями и др.;
  • смотреть вместе с ребенком семейные фотографии, рассказывать о них;
  • давать право выбора (сначала из 2, потом из 3 вариантов): «Куда пойдём: направо или налево? Наденем синие или красные колготки?». Таким образом можно отрабатывать знание направлений, цветов, форм, чисел и т.д.;
  • притвориться, что забыли название (можно дать описание), что где лежит и спровоцировать ребёнка на «помощь»;
  • играть в прятки (для развития самосознания, эмоционального общения, отработки предлогов) и искать вслух: «За шторой нет, под столом нет, возле окна нет…»;
  • для мальчиков можно купить куклу-мальчика - соответственно возрасту ребенка: с волосами, с разной одеждой, от 30 см до 50–60 см ростом. Вводить её в режимные моменты и проигрывать их: приготовили, покормили, оделись, погуляли, разделись, легли спать, позанимались и прочее. Обязательно использовать сопровождающую речь взрослого;
  • проигрывать с куклами проблемные ситуации и их разрешение (кукла не умеет ходить на горшок, плохо засыпает, не хочет делиться и т.д.);
  • безречевых (неговорящих) детей необходимо учить точнее выражать свои потребности и состояния мимикой и жестами: качать головой, показывать пальцем, кряхтеть (хочу в туалет), изображать «я хороший», «я наелся» и т.д.;
  • развивать мелкую моторику: массировать пальчики, давать работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика (но только под присмотром взрослого!), есть руками;
  • обогащать запас впечатлений ребёнка с помощью поездок, приходов гостей, походов в зоопарк или театр;
  • вспоминать разные пережитые ребенком события, вместе планировать будущее;
  • создавать условия для общения и совместных игр с другими детьми разных возрастов.

@Новости Live