89 подписчиков

"Как муравьишка домой спешил" - две экранизации одного шедевра

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений. По сути, он совмещал две мои любимые вещи тогда - сказки и живая природа и это было в какой-то степени похоже на мечту.

Больше всего из всех его рассказов мне запомнился один - "Как муравьишка домой спешил", повествующий о муравье, случайно оказавшегося далеко от родного муравейника и хотевшего, как можно скорее добраться до захода Солнца (ибо в жестокой иерархии муравьёв - опоздавшие спять снаружи). Различные жители поляны помогали ему в этом, кроме гусеницы, которую тот насильно заставил помочь ему.

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.-2

Интересно ещё и то, что это одно из немногих его произведений, получивших ещё и экранизацию, при чём две. Именно их мы сегодня и разберём, начинаем.

К слову, для начала мы ознакомимся с каждым произведением, подведём итоги и после каждый из вас сам посмотрит оба мультфильма и решит, что всё-таки лучше.

Муравьишка-хвастунишка (1961)

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.-3

Это первая экранизация сие произведения, созданная Владимиром Полковниковым. Спойлер: в целом, оно повторяет сюжет оригинальной сказки, неожиданно, да?

Здесь, также муравьишка решил забраться на верхушку берёзы и был сдут сильным порывом ветра далеко от родного муравейника. Он мог бы и сам добежать до него, но увы, при падении бедняга повредил лапку и был не в состоянии добраться сам.

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.-4

Благо, на помощь к нашему бедолаге пришли различные обитатели леса (которых, намного меньше, чем в оригинале. Здесь - гусеница-землемер, кузнечик, водомерка, майский жук (который здесь больше похож на водолюба) и собственно, гусеница-шелкопряд , в то время, как в оригинале их на 3 больше - жук-козявка (они действительно так называются), сенокосец и жужжелица) и горе-путешественник таки-добирается домой, где поет песню о своих подвигах, хотя никого из помогавших ему насекомых он не поблагодарил.

Собственно, поэтому мультфильм так и называется

Затем, уходящее в закат Солнце говорит "Эх ты, муравьишка-хвастунишка!". Конец.

Был Солнцем с детским лицом до того, как Телепузики стали мейнстримом
Был Солнцем с детским лицом до того, как Телепузики стали мейнстримом

Путешествие муравья (1983)

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.-6

Вторая экранизация сказки была сделана спустя больше 20-ти лет, Эдуардом Назаровым.

К слову, с этим произведением, если мне память не изменяет, я ознакомился раньше "Муравьишки-хвастунишки" и даже сказки!

Сюжет здесь также повторяет сюжет сказки (и здесь уже более близко, хоть и местами также есть небольшая отсебятина).

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.-7
Интересно ещё и то, что все роли здесь озвучил сам Назаров!

Собственно, это и всё, что я могу сказать здесь. Больше здесь нет смысла чего-то добавлять.

Итог

Ну и собственно подведём итоги. В целом, оба произведения вышли хорошо. Однако, сама концепция в них очень сильно различается, хоть и соответствует оригиналу.

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.-8

В мультфильме 61-го, мир за пределами муравейника показан вполне дружелюбным, где каждый готов прийти на помощь к главному герою (кроме гусеницы-шелкопряда) и лишь он, страдающий ЧСВ, не благодарит никого из них.

Виталий Бианки - один из моих любимых писателей детства. До сих пор помню, как в детстве перечитывал и слушал аудиоверсии его произведений.-9

В экранизации Эдуарда, всё иначе. Мир за пределами муравейника, довольно своеобразное место, опасное и с лицемерными обитателями.

Наглядный тому пример - сцена с муравьиным львом (добавленным уже от создателей). Никто, кроме муравья, не помог жучку выбраться, всем было интересно, что будет
Наглядный тому пример - сцена с муравьиным львом (добавленным уже от создателей). Никто, кроме муравья, не помог жучку выбраться, всем было интересно, что будет

А когда тот спас его - все начали аплодировать ему и только после этого, жучок помог муравьишке, позвав позже на помощь и сенокосца
А когда тот спас его - все начали аплодировать ему и только после этого, жучок помог муравьишке, позвав позже на помощь и сенокосца

По сути, это целый мегаполис: кучи беспозвоночных заняты своим делом, никому никакого дела до других, выживает сильнейший, в общем.

И уж тем более в нём, никому нет никакого дела до маленького муравьишки
"- У меня... Ой, фуу!"
"- У меня... Ой, фуу!"

Главный герой тут также отличается. Он не пытается казаться крутым или каким-то сверх-существом - он просто хочет добраться домой до заката.

Да и само окружение в "эдуардовской версии" выполнено ближе к реальному миру.

То есть, насекомые и прочие обитатели тут не ходят на двух, как люди, а ползают или прыгают, как реальные насекомые

Ну и собственно, как же без той сцены с гусеницей)

На этом статья подходит к завершению. Напоследок, как и обещал, оба мультфильма в конце статьи, на вашу личную оценку. Оценивайте, критикуйте, предлагайте!

#мультфильмы

#мультики

#анимация

#советскиемультики

#мультфильмыссср