Найти в Дзене
Солнце светит всем

Свадебный подарок Авроры, особняк П.Н. Демидова

Сегодня расскажу вам историю дома Демидовых (1835-1840), расположенного в Петербурге на улице Большой Морской, 43. Дом этот, ровесник Исаакиевского собора, и строился также по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Талант Монферрана налицо, это здание просто невозможно не заметить и пройти мимо.

-2
-3

Первая каменная постройка здесь появилась еще в 1740-х годах. Это был двухэтажный каменный дом купца Михаила Панова (возможно Панкова). Во второй половине XVIII в. дом надстроили третьим этажом.

В 1836 году участок вместе с домом приобрел действительный статский советник, владелец богатейших уральских чугуноплавильных заводов - Павел Николаевич Демидов (1798-1840).

П. Н. Демидов в молодости
П. Н. Демидов в молодости

Павел Николаевич, был не только предприниматель, но и известный меценат и благотворитель. Во время Отечественной войны 1812 года юнкером принимал участие в Бородинском сражении. С 1831-1834 гг. являлся курским губернатором. Был пожалован придворным званием «в должности егермейстера».

На момент покупки дома, Демидов как раз готовился к свадьбе с одной из первых петербургских красавиц, баронессой и фрейлиной Авророй Шернваль фон Валлен. Аврора была дочерью выборгского губернатора.

Карл Боюллов Портрет княгини Авроры Демидовой
Карл Боюллов Портрет княгини Авроры Демидовой

В то время Петр Николаевич был уже не так молод, и далеко не красавец, но, тем не менее был уверен в себе. Демидов сделал предложение Авроре, но она дважды отклоняла его. На третий раз в дело вмешалась императрица, и фрейлина согласилась.

П Н. Демидов, посмертный портрет
П Н. Демидов, посмертный портрет

После покупки дома и участка по Большой Морской, 43, Павел Николаевич приобретает у своего друга, архитектора Огюста Монферрана, соседнее строение (Большая Морская,45). Монферран не только продает дом, но и соглашается руководить перестройкой и отделкой нового особняка Демидова. В ту пору архитектор занимался возведением Исаакиевского собора, и времени у него катастрофически не хватало, но нужно было помочь другу. Монферран был близок к семье Демидовых – его родители были комиссионерами (агентами) отца Павла Николаевича - Николая Никитича Демидова.

Свадьба состоялась, свидетелем был Огюст Монферран. Демидов, гордясь своей красавицей женой, осыпал её подарками, выполнял любые её капризы и прихоти. Особняк был свадебным подарком для Авроры. Но, семейная жизнь была недолгой. Павел Николаевич скончался через четыре года после свадьбы. Смерть была скоропостижной, умер от сердечной недостаточности в г. Майнц 25 марта 1840 года (по другим данным 21 марта). Похоронен был на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).

Демидов был учредителем научных премий, по его завещанию они выплачивались даже после его смерти в течение 25 лет.

Вдова осталась с полуторагодовалым сыном Павлом, будущим князем Сан-Донато.

-7

Кстати, этот титул в 1840 году получил брат отца - Анатолий Демидов, благодаря великому герцогу Тосканы Леопольду II и лишь для того, чтобы иметь возможность жениться на Матильде Бонапарт, племяннице Наполеона I. Брак был скандальный, титул в России не признавали, и только сын Авроры и Павла Демидова, получил дозволение им пользоваться. Немалую роль в такой монаршей милости сыграли крупные дотации, сделанные семейством Демидовых для финансирования нужд армии во время военных конфликтов российского государства.


Шесть лет Аврора не снимала траур, посвятила себя воспитанию сына и взяла в свои руки управление Демидовскими горнодобывающими заводами на Урале.

Завод Демидовых Урал, 18 век.
Завод Демидовых Урал, 18 век.

В 1846 году Аврора познакомилась с Андреем Карамзиным, сыном прославленного историографа, адъютантом графа Орлова. Брак их был счастливым, супруги по-настоящему любили друг друга. Андрей Карамзин взял на себя руководство заводами, потратил много сил на благоустройство предприятий и заботу о рабочих.

Однако, счастье супругов было недолговечным. Вскоре началась Крымская война, а Андрей Карамзин, будучи истинным патриотом, не смог остаться в стороне и отправился на фронт. 16 мая 1854 года он погиб вместе со своим кавалерийским отрядом. После смерти мужа, 46-летняя вдова переехала в Финляндию и до конца своих дней занималась лишь сыном и благотворительностью. Не стало Авроры Карловны 13 мая 1902 года на вилле Хагасунд в Хельсинки, ей исполнилось на тот момент 93 года.

Аврора Демидова-Карамзина
Аврора Демидова-Карамзина

А теперь вернемся к дому и рассмотрим его. Он конечно требует ремонта, но по-прежнему притягивает взгляд.

-10

Великолепно оформлен въезд во двор. По замыслу архитектора, это единая композиция, состоящая из ворот, балкона и двух ниш с фонтанами.

-11

Ниши для фонтанов облицованы белым мрамором, из него же выполнены шесть герм (каменные поясные фигуры) с мужскими и женскими полуфигурами (работа петербургской фирмы Трискорни), поддерживающие балкон второго этажа.

-12
-13

Верхние этажи здания украшены пилястрами. В центральной части фасада над балконом расположены две крылатые богини Славы, работы французского скульптора Теодора Жака. Крылатые фигуры держат развернутый свиток с гербом. Первоначально там был герб Демидовых, позже он превратился в итальянский королевский герб, но об этом чуть дальше.

-14

Цоколь облицован сердобольским гранитом.

-15

Ворота.

-16

В отделке парадных помещений дома был использован малахит, различные породы мрамора, золоченая бронза, резьба. В создании интерьеров участвовали архитектор Г.А. Боссе и художник А. Виги.

Часть вестибюля и парадной лестницы.

-17
-18

Обеденный зал.

Обеденный зал
Обеденный зал
Обеденный зал
Обеденный зал
Танцевальный зал
Танцевальный зал
Танцевальный зал
Танцевальный зал

Особо известен был Малахитовый зал.

Малахитовый зал.
Малахитовый зал.

До этого малахит применялся только для украшения небольших предметов (ваз, шкатулок), а тут его использовали для облицовки помещения (колонны и камин). Облицовку выполняла фирма Трискорни. При этом использовался камень, добытый во владениях Демидовых на Урале. Только после появления Малахитового зала в особняке Демидовых, подобный декоративный приём был применён в Зимнем Дворце и в иконостасе Исаакиевского собора.

Гостиная.

-24
-25

Во второй половине XIX века в права владения особняком вступил сын Павла Николаевича и Авроры Карловны - Павел Павлович Демидов. Впрочем, сам он там не жил. Вначале (1864г.) дом был сдан итальянскому посольству за 10 000 рублей в год (ходили слухи, что сын проиграл его в карты), а в 1874 году был продан.

В 1875 году дом купил князь Павел Иванович Ливен – командир стрелкового императорского Финляндского батальона, а после его смерти в права владения вступила вдова – княгиня Наталья Федоровна, внучка Санкт-Петербургского военного губернатора П. А. фон дер Палена. Особняк перестраивал архитектор Иван Васильевич Штром. В доме утроили водяное отопление, провели водопровод и газоснабжение. Княгиня не устраивала никаких светских приёмов. В доме Наталья Федоровна устроила молельню протестантской конфессии – баптистов. В Малахитовом зале проходили духовные беседы со свободным доступом всех желающих.

В 1911 году в здании было размещено посольство Италии. В начале Первой мировой войны посольство пустовало, но в 1924 году (когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и СССР), здание возвращается Италии. Вот тогда-то и сменился герб на фасаде. В особняке размещалось посольство, затем – генеральное консульство (1924-1957).

-26

Герб Демидовых, который заменили на итальянский.

-27

Хозяева особняка менялись, но, после Монферрана архитекторы вели себя тактично. Что-то конечно менялось, дополнялось, но в целом облик сохранялся.

Нет точной информации, в источниках она разнится, но, то ли в 1918, то ли в 1925 году, сотрудники посольства вывезли в Италию из здания малахитовое убранство (камин, колонны, пилястры), а также мрамор и паркет. Ещё есть сведения, что груз шел через Крым и к адресату так и не попал, так что на сегодняшний день считается утраченным.

В 1957—1995 годах в доме размещался институт «Гипростанок».

С 1995 года арендатором исторического особняка на Большой Морской улице, 43, являлся Балтийский банк.

В 2021 году намечалась реставрация, по крайней мере, так писали в средствах информации. Собственник здания – Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры по Северо-Западному федеральному округу, укрыли чаши фонтанов на фасаде, чтобы они не разрушались. Но, на сегодня, никаких улучшений я не заметила, одна чаша разбита.

-28

Надеюсь, найдутся средства и появится у этого особняка настоящий хозяин. Хотелось бы, чтобы дом стал доступен для посетителей, и его история продолжалась.

Дорогие читатели, Дзен больше не показывает статьи подписчикам. Если вам интересно читать мои статьи, можно поставить страницу в Избранное. Всем рада и признательна за лайки🧡🙂

Всегда с вами «Солнце светит всем» 🌞🌞🌞