Хорошо бы, конечно, дорогой Александр Аркадьевич. Только страшновато. И непонятно, откуда начинать? За что ни возьмись – все неладно. В каком месте начинает ломаться утверждение «Человек человеку друг, товарищ и …»? И волк!
Маленькая общность – семья. В большинстве случаев, хотя и тут бывают исключения, это симпатизирующие друг другу люди. Чуть побольше – родственники. Уже скорее нейтрально-безразличное сообщество, пока не доходит до дележа наследства. То же и соседи. Пользы от них обычно никакой, а вред случается. То зальют, то место на парковке займут, то мусор под дверь поставят, то в лифте нагадят. Еще могут денег занять по-соседски. Навсегда. Хотя это сейчас мало практикуется. Раньше было.
А дальше вообще бред. Жители своей области ближе, чем чужой? Да, если это уровень местечкового футбольного состязания. Я уже писал, что мне, например, без разницы, в чьи ворота толпа бездельников закатит мячик. И если не будет ни мячика, ни ворот, ни бездельников, в моей жизни вряд ли что-то изменится в худшую сторону. Может в лучшую. А чем жители разных областей отличаются от жителей разных стран, если убрать все, что они сами себе напридумывали? Если вдуматься – погибнет ваш близкий в аварии с пьяным соотечественником или на спецоперации в чужой стране – для вас что изменится? За исключением компенсации, которая нормальному человеку страдания не облегчит. То же самое – зарежет вас пьяный сосед или гастарбайтер. Большая разница?
Почему мы радуемся неудачам в другой стране? Это наш «флажок» «свой/чужой» так работает? Или просто принцип безвременно ушедшей соседской коровы, распространенный в сферу геополитики? Так в чем разница?
Про религиозную рознь даже начинать говорить страшно. Там такое наворочено, а главное зацементировано так, что сама попытка просто начать разбираться уже опасна для ищущего. Я аккуратненько. Иудаизм появился три с лишним тысячи лет назад и не претерпел никаких изменений. Христианство появилось две тысячи лет назад на базе иудаизма, изменения претерпело, но незначительные, касающиеся в основном форм, но не сути. Ислам возник полторы тысячи лет назад на базе иудаизма и отчасти христианства и не изменился ни на йоту. А попытки толкования привели к созданию двух непримиримых лагерей в одной и то же религии.
Полторы тысячи лет! Люди изобрели автомобиль, самолет и компьютер, вышли в космос, возможно, слетали на Луну. Написали кучу умных книг, опровергли все в них написанное и написали новые.
А религии стоят на месте и при этом определяют жизни миллиардов людей, которые сами порядок своей жизни определить не могут. Не хотят, не умеют или боятся. Почему?
Ну, с исламом более-менее понятно. Это религия удобная. Для тех, кто принимает решения. Для мужчин. А что, на подвиг не гонит, обманывать врага не запрещает, никаких тебе «один на один» или «лежачего не бить», с женщинами опять же полный порядок, никаких адюльтеров и прочих неудобств. И стариков уважают, и детей не бросают (между прочим!). Все хорошо. Одна проблема. До появления Ислама Арабский и Персидский Восток были центрами науки – математики, медицины – и культуры. А потом кому-то то ли в десятом, то ли в одиннадцатом веке пришла в голову блестящая идея, насчет того, что все, чего нет в Коране не только не нужно, но вредно. Ну, при такой логике непонятно, зачем за автомат Калашников хвататься, есть же кинжал? Короче, такое решение привело к тому, что мусульмане на долгое время оказались в арьергарде человечества наряду с дикими племенами, где ни про какую науку и не слышали. И это народы, давшие название алгебре и алгоритмам.
Христиане в этом плане, особенно поначалу, были еще активнее. Они алгебру не изобретали. Зато отметились убийством первой женщины-математика. Так это еще на заре. А дальше пошла забава – тех, кто неправильно верит, мы сожжем, остальные порадуются, а как правильно верить мы сами решим. И пошли резать/жечь друг друга, неверных, евреев (как же без погромов). И все это во имя Господа, хотя нигде не нашел, чтоб Он их об этом попросил. Ну, к восемнадцатому веку немного успокоились. Думаю, тот факт, что христианская религия не так сильно мешала развитию общества, как другие, связан с географией. Христиане Латинской Америки, где тепло, ничего особенного, кроме кокаина не изобрели. А вот Северная Америка и Европа не могли себе позволить лежать и ждать, пока банан с ветки упадет. Долго ждать.
С евреями, точнее с иудеями вопрос особый. Их священные тексты настолько неочевидны и запутаны, что требуют толкования человеком, а человек так устроен, что завтрашняя мысль почти всегда лучше сегодняшней. И хотя сами тексты при этом не менялись, мозги худо-бедно упражнялись как в способности размышлять, так и в умении убеждать. Ну, а те, кто оказывался настолько способен, что в обществе священных текстов ему становилось тесновато, уходил, ассимилировался, поступал на учебу или на службу к тем, кому требовались умные. Или просто учил других, а уж те в свою очередь…
Но опять же, те, кто в Европе. Те, кто остался в Палестине, до самого создания Израиля существовал примерно так же, как и во времена Тиберия и Тита.
При этом, самое главное на сегодняшний момент, это деление людей по признаку вероисповедания. Почему? Потому, что за исключением иудеев, это самые большие человеческие группы, способные идентифицировать «свой/чужой» именно по религиозному признаку. Добавьте сюда буддийский с вариациями Китай и Индуистскую Индию с соседями. Получаем четыре примерно равных по количеству групп, составляющих примерно 80-90% всего человечества. И столкнуть их между собой – не такая уж сложная задача, они сами об этом мечтают.
Я понимаю, что сильно все упрощаю, но это же не диссертация. Так, досужие мысли.
А теперь задумаемся. Что плохого сделал нам какой-то отдельный декханин или феллах, живущий от нас за тысячи верст в Афганистане или Иордании? Кто больше неприятен - он, или сосед, занявший место на парковке? Или какой-нибудь «всенародно избранный» чиновничек? Только вот беда – никто не будет задумываться.
Все же просто. «Бей жидов – спасай Россию». Почему такое сомнительное действие приведет к спасению России – никто не задумывается. Сам процесс приятен. Вообще никто ни о чем не задумывается. А если задумывается, то помалкивает, а то и его используют в качестве удобрения для спасения чего-нибудь.
Я тут вообще-то не религии обсуждаю – какая лучше, какая хуже. Религия это изобретение человечества. Древнее изобретение. Как каменный топор, например. Вы, отправляясь за дровами, прихватите с собой каменный топор, или предпочтете бензопилу «Хускварна» или «Штиль»? Каменный топор – вещь хорошая, в свое время сильно помог в развитии, да и в выживании человеку. Но его место в музее, а не на лесоповале. Башку еще можно раскроить товарищу по биологическому виду, но АК эффективнее. Даже если встать на позицию верующих и допустить, что священные тексты продиктованы Всевышним, почему они не содержат ничего, выходящего за рамки развития общества того времени? Если общая теория относительности, да хоть законы Ньютона, верны, почему не продиктовал Аллах их Мохаммеду, мир ему и благословение? Да потому, что не понял бы никто. Не время. Но сейчас-то другое время. Почему не расширить границы Священного писания? Люди изменились, мир изменился. Опасно. На машинах мы ездить будем, нефтью торговать будем, а Писание трогать повременим.
А как же теперь делить людей? Чтоб не на свой/чужой, это для войны хорошо, но в самой войне ничего хорошего нет, а чтобы с пользой?
Тут все страшно запущено. Человек с гордостью говорит: «Я – простой человек». А «Я неумный человек» никогда не скажет. А что такое «простой человек»? Который делится на себя и на единицу? Кто такое словосочетание придумал? Простой – это который только ест, пьет и какает? Согласен. Но это человек-растение, их в спецклиниках держат и избирательных прав не дают. А если он еще думает над чем-то, работает, причем хорошо, заботится о своей семье. Он точно простой? Нет. Это ему внушили, что он простой, следовательно, должен подчиняться «элите», которая непростая, но при этом гордиться своей простотой. Какой же ты простой, если тебя зовут «Человек РАЗУМНЫЙ», а не «Человек примитивный»?
А потом придумали из «простых» людей составлять «народ». Который «решил», который «поднялся», который «в едином порыве», который «сделал свой исторический выбор». Видели мы этот выбор в 1991-м. У которого есть «враги» - это «враги народа». И, конечно, заботливый «отец». На самом деле народ – это приплод. То, что народилось. А человеческий народ называется ЛЮДИ. Но, «Враг людей» звучит как-то неубедительно, если речь не о Гитлере, и не об астероиде, несущемся к Земле, конечно. Да и потом, люди, если они не простые, то какие-то разные. Каждый себя человеком ощущает, а человек это звучит как-то чересчур гордо. Их и в едином порыве представить трудно, чай не муравьи.
То есть иметь дело с людьми трудно, перед ними ответ держать нужно. А народ – он завсегда тута, в смысле здеся. Знай себе гордится, что он такой народ, да требует иногда раздавить какую-нибудь гадину.
К тому же, если люди нормально относятся к тому, что они все разные, и даже кто-то может оказаться умнее кого-то, то народ такого не допускает. Он – все. И главный носитель власти по Конституции. А поскольку никаких возможностей у него использовать эту власть нет, то всегда найдется тот, кто ему поможет, взвалит это бремя на себя и потащит этот свой крест, это весло галерное, а народ ему спасибо скажет.
Люди очень сложные, даже самые простые. И делить их на расы, нации и религии, как насекомых на классы – ошибка. Точнее, вредительство. Устарело безнадежно. Делить людей нужно на честных и не очень, на добрых и злых, на умных и… ну, а куда денешься? Не страшно, что я не самый умный, страшно, что мой руководитель – дурак.
Пока не будет создан механизм отбора во власть людей умных и обладающих природной эмпатией, т.е. способностью к состраданию, человечество будет ходить по кругу, от эллинов к варварам. А учитывая рост возможностей к самоуничтожению, вполне возможно, что недолго оно будет ходить по этому кругу. А Вселенная и Бог даже не заметят этой утраты. А может, вздохнут спокойно.
Вот на этой высокой ноте… И прошу прощения за обилие вопросительных знаков.