Традиционно у всех на слуху моторика мелкая. Но не стоит забывать и о развитии крупной моторики.
Ведь именно с крупной моторикой связаны главные этапы развития малыша: перевернуться, сидеть, ходить, бегать, прыгать, бросать.
В идеальном случае каждый родитель будет способствовать развитию этих навыков всю жизнь: танцы, плавание, спорт, активные турпоходы. Но для аутичного ребёнка развитие крупной моторики часто требует больше усилий и внимания.
Даже если ваш ребёнок любит сидеть дома, залипая в планшет, развивать крупную моторику нужно! Польза от движения перевешивает комфорт дивана и временное спокойствие, которое обеспечивают видео или электронные устройства.
Ведь развитая крупная моторика - это более здоровый мозг, координация и мышечный тонус. А еще через движение ребёнок учится взаимодействовать с окружающими! Существует множество игр и упражнений для детей и взрослых, которые помогают развивать навыки крупной моторики. Помните, что главные принципы — регулярность, настойчивость, веселье и безопасность, но никак не совершенство. Проявляйте творческий поход, используйте счет, музыку и стихи, чтобы вовлекать детей в занятия.
Идеи для развития навыков крупной моторики
ЛЮБЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
Дети и мячи словно созданы друг для друга. Тактильные мячики с неровной поверхностью и увеличенным весом могут быть предпочтительнее. Мячи можно катать, на фитнес-мяче можно подпрыгивать, мячи можно отбивать от пола, перебрасывать друг другу, отбивать от пола и ловить, забрасывать в корзину или другую мишень — все это прекрасные упражнения для развития самых разных навыков крупной моторики.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СТЕНЫ
Используйте стены, чтобы побудить детей встать и начать двигаться. Можно прикрепить на стену большой лист ватмана для рисования, магнитную или маркерную доску, тактильные материалы, мишени для мячиков или для прикосновений во время игры. У вас есть любимые игры или занятия? Возможно, вы можете прикрепить их на стену. Ваша цель — сделать так, чтобы дети стояли и использовали верхнюю часть тела и основные группы мышц во время игры.
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Превратите пол в космический маршрут с помощью подушек. Большинство детей любят полосы препятствий, и для них можно использовать кубики, подушки, обручи, коврики, тоннели. А чтобы мотивировать ребенка, в конце полосы препятствий его может ждать какой-то небольшой приз!
Естественную полосу препятствий можно найти на природе. Прогулка в лесу — это отличный сенсорно-моторный опыт, в котором можно задействовать ощущения разных органов чувств и разные группы мышц, а также потренировать баланс и выносливость.
ЗАНЯТИЯ ПОД МУЗЫКУ
Музыка — это идеальная спутница для развития навыков крупной моторики. Вы можете сочинять собственную музыку, петь, включать видео или играть на музыкальных инструментах, чтобы помогать ребенку учить части тела, топать, прыгать и танцевать.
В Интернете можно найти множество песенок с движениями для маленьких детей, где поется про «плечи, коленки, пальчики». Для детей старшего возраста хорошо подойдет популярная музыка как сопровождение физических упражнений.
СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ
Когда мы что-то строим или мастерим, то в работу включаются мышцы всего тела. Для малышей естественный выбор — это постройки из кубиков. Для детей постарше подойдут различные конструкторы.
Для подростков что-то более серьезное: садоводство, плотницкое, гончарное или другое дело. Например, ребенок может учиться тому, как сделать простой скворечник. Чем больше физической активности потребует работа, тем лучше.
Этапы развития навыков крупной моторики с 0 до 5 лет:
Возраст 0–6 месяцев: переворачиваться на спину и на живот; сидеть с поддержкой или без поддержки.
Возраст 6–12 месяцев: самостоятельно сидеть; ползать; сесть из положения лежа; встать, держась руками, из положения сидя с опорой на колени; шагать в сторону, держась руками; стоять без поддержки; ходить.
Возраст 1–2 года: приседать; ходить вверх и вниз по ступеням/горке, держась за поручень или руку; бегать (хоть и нередко падая); катать, подбрасывать и пинать мяч.
Возраст 2–3 года: подниматься по лестнице без поручня; прыгать; более эффективно бегать; поймать большой мяч.
Возраст 3–4 года: стоять на одной ноге; прыгать в длину; ездить на трехколесном велосипеде.
Возраст 4–5 лет: бегать вприпрыжку; ездить на двухколесном велосипеде; сделать кувырок; перекидывать мяч среднего размера с другим человеком; отбить мячик или волан ракеткой; учиться плавать.
Возраст 5–6 лет: прыгать через скакалку; учиться кататься на коньках; начать учиться играм с мячом или индивидуальным видам спорта, например гимнастике или бегу.
Если вы замечаете, что ребёнок не развивается по нормам, это повод обратиться к специалисту! В НИИ "Дети Индиго" 10 лет корректируют аутизм с помощью авторских методов и комплексного подхода. Мы вобрали в себя все лучшее, что есть в мире на сегодняшний день для лечения заболеваний нервной системы.
С нами не страшно!
Узнать больше о том, как корректируют аутизм в НИИ "Дети Индиго": https://deti-indigo74.ru/review/lechenie-autizma/
Записаться в НИИ "Дети Индиго" по телефону:
- в Челябинске: 8 (351) 734-55-63
- в Краснодаре: 8 (861) 2011 800
- в Алматы: 8 (727) 312-38-68
Сайт: https://deti-indigo74.ru/
ВК: https://vk.com/detiindigo74