Photo by Celyn Kang on Unsplash
Независимо от того, много у вас денег или нет, если вы христианин, вы, вероятно, задавались вопросом, является ли грехом быть богатым.
Я ловлю себя на том, что задаю этот вопрос всякий раз, когда надеюсь заработать немного дополнительных денег на что-то «лишнее», например, хороший шампунь или отпуск. Из-за культуры, в которой мы живем, и из-за нашего непонимания Божьего плана в отношении денег так легко чувствовать вину за то, что хочешь большего.
Подумайте о популярных фильмах, которые вы смотрели. Дрянная девчонка в старшей школе всегда богата и избалована. Злодейка супергероя всегда богата и коварна. Мы ожидаем, что все богатые люди будут похожи на Эбенезера Скруджа.
Итак, имеет смысл, что мы задаемся этим вопросом. Но я думаю, что чувство вины отвлекает от сатаны. Что, если бы мы изменили свое мышление, сосредоточившись на Божьем обеспечении нашими деньгами, вместо того чтобы просто сосредоточиваться на себе?
Грех ли быть богатым?
Я могу сразу заверить вас, что ответом будет твердое «нет». Быть богатым само по себе не греховно. Но все, что Бог дает нам, зависит от того, что мы с этим делаем.
Выслушайте меня об этих трех способах, которыми вы можете быть уверены, что быть богатым не грех.
1. Если быть богатым — грех, возможно, вы уже в грехе
Если вы читаете это в Соединенных Штатах и задаете себе этот вопрос, дело в том, что большая часть остального мира уже считает вас богатым. Треть населения мира живет менее чем на 2 доллара в день. Таким образом, огромное количество людей в этом мире назвали бы вас богатым, даже если вы живете на 500 долларов от зарплаты до зарплаты. Это все еще значительно больше, чем в большинстве стран мира. Богатство очень субъективно, как метко указывает это видео и делится дополнительной мудростью.
Это не для того, чтобы вы чувствовали себя виноватым, а скорее для того, чтобы облегчить ваше положение. Если бы вы жили на два доллара в день, вы бы подумали, что получать вашу нынешнюю зарплату греховно? Вы бы предположили, что каждый, кто зарабатывает столько, сколько вы, автоматически является злым, эгоистичным человеком?
Или у вас была бы точка зрения, что вы живете по средствам, заботитесь о себе и окружающих как можно лучше и ваше сердце обращено к Богу?
Это определяет не ваша зарплата! Это определяет ваше сердце. И это не изменилось бы, живи вы в самой бедной стране или в самой богатой.
Итак, я надеюсь, что эта точка зрения освободит вас от тотемного столба сравнений и поможет вам осознать, что в конце концов, главное — это ваше сердце. Это будет темой всей этой статьи.
2. Другие библейские персонажи богаты
Богатство, равное греху, несовместимо со многими библейскими персонажами, которыми мы восхищаемся. Авраам, патриарх иудаизма и христианства, был очень богат: «Аврам стал очень богат скотом, серебром и золотом» (Бытие 13:2).
Его сын и внук, Исаак и Иаков, тоже были богаты по своим меркам.
Иов был богат, и сатана испытывал его не из-за этого.
В Новом Завете мы встречаем много богатых христиан в книге Деяний. Например, Лидия торговала пурпурной тканью, что означает большое богатство. Она использовала свое богатство, чтобы пригласить Павла и других христиан погостить в ее доме.
Мы знаем, что Филимон, должно быть, был очень богат, потому что его дом был также достаточно большим, чтобы разместить домашнюю церковь.
Вы поняли идею. У многих героев веры были деньги, и все же их сердца были явно посвящены Богу. Честность человека определяется не наличием или отсутствием денег, а тем, как деньги вписываются в его хождение с Богом.
3. Некоторые места Писания о Богатстве Неверно Истолкованы
Я уже слышу, как вы говорите: «Но как насчет того, что деньги — корень всего зла? А как насчет Богатого молодого правителя? Почему Иисус говорит, что верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царство Божье?»
Я знаю, эти стихи могут вызвать сильный стресс и чувство вины из-за денег. Но, к счастью, они означают не то, что мы обычно думаем.
Для начала, высказывание «деньги — корень всего зла» — это не просто неверно истолкованное место Писания, но это даже не полное Место Писания. Полное предложение звучит так: «Ибо любовь к деньгам — корень всех видов зла», и далее говорится: «Жаждая их, некоторые отошли от веры и пронзили себя многими печалями. Но ты, о человек Божий, беги от всего этого и стремись к праведности, благочестию, вере, любви, настойчивости и кротости. Сражайтесь добрым подвигом веры…» (1 Тимофею 6:10–11).
Фраза «Деньги — корень всего зла» звучит так, будто деньги автоматически приравниваются ко злу. Но это неправда.
Деньги сами по себе не ведут ко злу. Но проблема заключается в любви к деньгам, или сильной жадности к материальной выгоде. Жажда денег — это не то же самое, что искреннее желание большего количества денег. Вы можете желать больше денег и при этом стремиться к праведности, вере, любви, настойчивости и мягкости. Именно любовь к деньгам больше, чем к Богу или людям, ведет ко всем видам зла.
А как насчет Богатого Молодого правителя? Разве ему не было сказано продать все свое имущество и раздать бедным? Разве не эта неспособность сделать это лишила его права на царство Божье? Ну, и да, и нет.
В Евангелии от Матфея 19:22–24 говорится, что после того, как Иисус сказал человеку продать свое имущество, чтобы он мог иметь сокровище на небесах, произошло следующее: «Услышав это, юноша ушел в печали, потому что у него было большое богатство. Затем Иисус сказал Своим ученикам: ‘Истинно говорю вам, богатому человеку трудно войти в царство небесное. Еще раз говорю вам, верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому человеку войти в царство Божье».
Некоторые ученые интерпретируют «игольное ушко» как конкретное название ворот Иерусалима. Верблюду пришлось низко нагнуться и снять с него поклажу, если он собирается пройти через нее, что сделало бы эту историю скорее о покорности, чем просто о богатстве.
Однако, даже если вы не принимаете эту интерпретацию, и некоторые ученые не основываются на том факте, что каждое из трех синоптических Евангелий использует разные формулировки для описания игольного ушка, все равно ясно, что Иисус встречается с каждым человеком там, где он находится в своем сердце.
Что бы это ни было, что мешает им отдать свою жизнь Богу, это то, за чем пойдет Иисус. В Евангелии от Матфея 8 Иисус говорит конкретному ученику «позволить мертвым хоронить своих мертвецов», потому что именно это сдерживало этого конкретного ученика индивидуально. Мы не можем цепляться за нашу старую жизнь, если хотим испытать новую жизнь через Иисуса.
Допустим, вы приняли сказанное буквально за чистую монету без какой-либо контекстуальной интерпретации. Может быть, богатому человеку действительно трудно войти в царство Божье. Но это потому, что в этом мире так легко цепляться за удобные вещи, которые помогают нам чувствовать себя в безопасности. Трудно доверять Богу, которого мы не можем видеть. Но все же, это не делает автоматически быть богатым грехом.
Что делает что-то грехом?
Слово «грех» изначально использовалось в стрельбе из лука и означало «промахиваться». Мы грешим, когда не соблюдаем Божьи заповеди жить праведно и быть святыми во всем, что мы делаем.
Послание к Римлянам 3:23 напоминает нам, что «… все согрешили и лишены славы Божьей». Мы грешим, когда не реализуем свой божественный потенциал, когда предпочитаем следовать своим собственным греховным желаниям, а не отражать Божью славу.
Но разве богатство автоматически лишает кого-либо права отражать Божью славу? Абсолютно нет. Все мы способны отражать славу и благость Бога через наши деньги, независимо от того, сколько у нас их.
Что говорит Библия о богатстве?
Из Писания ясно, что у богатых есть моральные обязательства перед бедными. Это не значит, что иметь богатство — грех, но что грех копить богатство и не использовать его для помощи нуждающимся.
Иисус приводит убедительный пример этого обязательства. В Евангелии от Матфея 25:34–40 он говорит:
«Тогда Царь скажет тем, кто справа от него: «Придите, вы, кто благословлен моим Отцом; возьмите свое наследие, царство, уготованное вам от сотворения мира. Потому что я был голоден, и вы дали мне что-нибудь поесть, я испытывал жажду, и вы дали мне что-нибудь выпить, я был чужаком, и вы пригласили меня войти, мне нужна была одежда, и вы одели меня, я был болен, и вы заботились обо мне, я был в тюрьме, и вы пришли навестить меня.’
«Тогда праведники ответят ему: ‘Господи, когда мы видели тебя голодным и накормили тебя, или испытывающим жажду и дали тебе что-нибудь выпить? Когда мы видели тебя незнакомцем и приглашали войти, или нуждающимся в одежде и одевали тебя? Когда мы видели тебя больным или в тюрьме и шли навестить тебя? ’
«Царь ответит: ‘Истинно говорю тебе, все, что ты сделал для одного из этих моих братьев и сестер, ты сделал для меня».
Все тонкости того, как достичь такого рода щедрой любви, могут проявляться множеством способов: уделять время, участвовать в делах, в которые вы верите, жертвовать часть своей зарплаты на благотворительность и т. д. Это не призывает тех, у кого есть богатство, не иметь богатства. Скорее, делиться своими благословениями, чтобы другие могли испытать любовь через это.
Призыв к Божьему народу обеспечивать самое необходимое и защищать достоинство бедных звучал с самого начала. Мы читаем во Второзаконии 24:19–21 о Законе сбора урожая: землевладельцы не должны были полностью убирать урожай со своей земли, а скорее оставлять часть для бедных, чтобы те собирали сами. Таким образом, бедные могли зарабатывать себе на пропитание и не попадать в полную зависимость от благотворительности. Богатые могли обеспечивать нуждающихся из своего изобилия.
Однако Библия, безусловно, также предостерегает от жадности. Екклесиаст 5:10 предупреждает: «Тот, кто любит деньги, никогда не будет иметь достаточно; тот, кто любит богатство, никогда не будет доволен своим доходом. Это тоже бессмысленно».
Вы можете желать большего изобилия, не будучи жадным. Все дело в том, где находится ваше сердце.
Как я могу использовать свои деньги для почитания Бога?
Существует так много способов ответить на этот вопрос. Но давайте начнем отсюда, с Второзакония 6:5: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими».
Прежде чем приступить к практическим действиям по наилучшему использованию своих денег, начните с этого состояния сердца. Речь идет не о совершенстве и уж точно не о производительности. Но речь идет о том, чтобы привести свою жизнь, все, что у вас есть, и все, что вы делаете, в соответствие с Богом.
Как только ваше сердце находится там, открываются прекрасные возможности с бесконечными способами использования ваших денег и ресурсов для Бога.
В Притчах 14:31 говорится: «Тот, кто притесняет бедных, проявляет презрение к своему Создателю, а тот, кто добр к нуждающимся, чтит Бога».
Итак, что вы можете сделать, чтобы быть добрым к нуждающимся? Какую доброту вы можете проявить к «наименьшим из них», которые могут почитать Бога и делиться его любовью?
Проявите творческий подход к своим собственным страстям и талантам, изучите Пословицы в поисках мудрости о сбережении и одалживании денег и доверьтесь Богу, чтобы он благословил вашу щедрость. И помните: «Давайте, и это будет дано вам. Хорошая порция, спрессованная, взболтанная и переливающаяся, будет вылита вам на колени. Ибо мерой, которой вы пользуетесь, вам будет отмерено» (Луки 6:38).