Следующая песенка на альбоме "Целебные свойства полыни" называется "Голова".
Она с припевом.
В тексте, приведенном ниже, припев я написал в качестве эпиграфа. Перед первым куплетом. Но вы когда будете читать, можете подпевать его мысленно везде.
***
Катится голова, катится голова,
катится голова, катится голова…
Мимо дружбы народов
и великой войны
От чухонской природы
до Китайской стены,
К милым сердцу деревням,
полям и лесам,
все туда, где деревья
проросли в небеса.
-
Мимо серых вагонов,
мимо ржавых колес,
мимо звезд на погонах,
мимо маминых слез,
Через тернии - к счастью
напролом, напролом,
где отдельные части
завязались узлом.
-
Ей бы перекреститься,
только нечем, увы,
надо дальше катиться
в этом суть головы.
Через минное поле
дальше, в сказочный лес,
где покой и где воля
проросли до небес.
-
Через красную площадь
на сиреневый лед,
там, где бледная лошадь
жидкость алую пьет,
Мимо дома поэта,
мимо храма суда,
там, где в вечное лето
нас везут поезда.
-
Через дырку в заборе,
через старый пустырь,
где тропинка до моря
огибает кусты,
Мимо солнца и лета
в приполярную ночь,
там, где боги рассвета
нам не в силах помочь.
-
С Магадана до Порту
через вечный бардак,
там, где справа по борту
ничего не видать,
Там, где слева по борту
только небо в огнях,
И финальным аккордом
то, что нам не понять.
-
В шуме моря и чаек,
где песок и вода,
мы ее повстречаем
и она нам тогда
Скажет доброе слово,
улыбнется легко
и покатится снова
далеко-далеко…
Вот всю жизнь я отдельно пишу песни и отдельно стихи...
Пишу я их таким несколько странным для себя образом, таким, что песню свою зачастую как стихотворение могу прочитать, а вот чтобы сделать песенку из своих стихов, такого нужно ещё повспоминать.
Стихи у меня получаются не песенные совсем.
Без ложной скромности скажу, что мне бы было очень любопытно, если бы кто-то написал на мои стихи песенку... Я могу, конечно, сделать из своих стихов мелодекламацию и постараюсь уделить этому время и вам это дело показать, но мелодекламация - это все же совсем не песня...
Как человек, всю жизнь без остановки слушающий разные песни и на русском языке, который в меру сил понимаю, и на иностранных языках, которые не понимаю вообще, я задаюсь вопросом: "А почему мне одни песни нравятся, а другие нет?" И в связи с этим вопрос о нравах для меня ежедневно стоит ребром. Можно, конечно, сказать, мол, о вкусах не спорят, и закрыть тему, но можно и попытаться в определенных пределах, конечно, взглянуть на проблему с рациональной точки зрения.
Вот например последние несколько недель я слушаю альбом "Прием" Светы Бень, слушаю офигенно сыгранный и записанный альбом "Китай" Сергея Труханова и слушаю новый альбом Depeche Mode, который называется, вы не поверите "Memento Mori"... И если задуматься над тем, что вообще объединяет эту музыку, так это то, что она вообще не популярная... Я сам всегда и себе и другим повторяю простую истину, мол, будь проще и люди к тебе потянутся... И исходя из этого можно сказать, что если музыка, которую я слушаю, не является популярной, то видимо потому, что она не является простой.
Но хрен с ней с музыкой как таковой. В песне кроме музыки ещё есть текст. Текст обязательно поэтический. Поэтический в том смысле, что рациональная информация, которая передается с помощью этого текста, является вторичной. На передний план выходит комплекс эмоций, транслируемый с помощью текста.
Искусство - не наука, искусство призвано транслировать комплексы эмоций. С помощью музыки мы вообще не передаём рациональной информации, с помощью визуальных искусств у нас такая возможность имеется, ну, серединка на половинку, и то и сё, а текст приспособлен в нашем человеческом обществе именно что для передачи рациональных конструкций... Но петь "руководство по безопасному использованию микроволновой печи" просто так мы, наверное, не будем. Какая бы ни была прекрасная музыка у этой песни, подпевать нам кинутся единицы, которые воспримут такую песню как некий перформативный акт...
Так что рациональная информация, передаваемая с помощью художественного текста, по-видимому, является лишь инструментом для передачи комплекса эмоций.
И я вот пытаюсь просто размышлять вместе с вами и на истинности своих рассуждений ни в коем случае не настаиваю: получается, что текст элегичный, несущий в себе много рациональной информации, пусть он даже будет ритмизированный и зарифмованный, для песни не всегда хорошо подойдёт.
Хорошо, когда в песне есть припев! Ну чтобы вообще одна простая понятная эмоция была. И хорошо, когда в песне есть такие куплеты, которые являются законченной частью повествования. В начале куплета мысль началась, в конце закончилась. В следующем куплете - новая мысль или та же самая, но тоже в рамках одной-двух строф законченная.
А если мысль плавно перетекает из строфы в строфу и растекается по телу текста, а в средине строфы заканчивается и после нее начинается новая, то такой текст для песенки с композиционной музыкой не сильно проканает.
А сейчас главная моя мысль: но если мы умудримся все же вопреки выше описанным простым принципам написать такую песню, которую хочется петь и подпевать, это значит песня действительно удалась. И таких примеров очень много в традиционной нашей авторской песне. Так что я стараюсь, конечно, соответствовать, но мне редко удается, нет-нет и выпрыгнет из меня припевчик какой-нибудь, вроде этого...
Катится голова, катится голова,
катится голова, катится голова…
Спасибо за внимание!