VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) — это программа, которая оценивает навыки вербального поведения и социального взаимодействия у детей с аутизмом и другими нарушениями развития.
Эта программа была разработана в 2008 году Марком Сандбергом и она основана на анализе речевого поведения Б. Ф. Скиннера, этапах развития ребенка и исследованиях в области анализа поведения.
💁♀ На сегодня VB-MAPP — неотъемлемый инструмент в прикладном анализе поведения, который помогает как оценивать, так и разрабатывать поведенческие программы вмешательства.
Задачи которые решает VB-MAPP:
1. Оценивает, насколько развиты те или навыки у ребенка и насколько они соответствуют установленным нормам развития,
2. Выявляет преграды в обучении и освоении навыков,
3. Определяет наиболее подходящее для конкретного ребенка вмешательство,
4. Дает необходимую информацию для разработки индивидуализированной программы развития вербальных и социальных навыков.
5. Помогает отслеживать динамику и измеряет результаты по итогам работы с ребенком по составленной ранее программе.
💡 VB-MAPP не только оценивает, но и помогает достичь баланса между вербальным поведением ребенка и другими связанными навыками.
VB-MAPP состоит из 5 компонентов:
1. ОЦЕНКА ЭТАПОВ — предназначена для определения имеющихся у ребенка вербальных и социальных навыков. Она включает в себя 170 измеримых этапов освоения навыков и речи, которые распределены по 3 уровням развития (от рождения до полутора лет, от полутора до двух с половиной лет и от двух с половиной до четырех лет).
✔Оцениваются такие реакции, как манд, такт, эхо, интервербал, поведение слушателя, двигательная имитация, игра, групповые навыки, визуальное восприятие и сопоставление с образцом.
2. ОЦЕНКА БАРЬЕРОВ — дает возможность определить какие из 24 распространенных препятствий в обучении и освоении навыков есть у конкретного ребенка. Под барьерами понимаются проблемы с поведением, контролем, зависимостью, самостимуляцией, неспособностью к обобщению, слабой мотивацией, сенсорной чувствительностью, дефектами в вербальных реакциях, социальных навыках, зрительном восприятии, имитации и артикуляции. ❗Это очень важный компонент, который помогает специалистам разработать программу вмешательства с учетом имеющихся препятствий.
3. ОЦЕНКА ПЕРЕХОДА — содержит 18 областей оценки и отслеживает прогресс, а также определяет готовность ребенка к обучению в естественной среде.
4. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ — Протокол VB-MAPP содержит 35 страниц анализа задач и вспомогательных навыков для 14 из 16 областей оценки. Анализа задач напрямую связан с целевым уровнем развития навыка и представляет собой перечень дробных преднавыков более раннего уровня, необходимых для достижения цели. (Если уровни развития навыка представить, как этажи, то анализ задачи — это ступеньки). 💁♀ Вспомогательные навыки дополняют целевой уровень рядом важных вербальных и социальных навыков, которые следует развивать параллельно, но при этом они не обязательно являются преднавыками и над ними нет необходимости работать в точно определенном порядке, как того требуют навыки анализа задач.
5. VB-MAPP И ЦЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ — включает в себя конкретные направления для каждого из 170 этапов оценки навыков и предложения по целям. Эта часть помогает сбалансировать программу вмешательства и обеспечить включение всех необходимых для конкретного ребенка задач.
🖍 Хотя считается, что VB-MAPP предназначена для детей до четырех лет, она может быть полезна для людей любого возраста, если их вербальные навыки (или часть их) соответствуют уровню развития четырехлетнего типично развивающегося ребенка. А компоненты ОЦЕНКА БАРЬЕРОВ и ОЦЕНКА ПЕРЕХОДА могут выявить у любого человека, вне зависимости от возраста, такие проблемы, как трудности с адаптацией, поведением, зависимостью и контролем.
Стоит учесть, что несмотря на то, что VB-MAPP оценивает некоторые навыки самообслуживания, основное внимание она уделяет вербальному взаимодействию, социальным навыкам, препятствиям и поведению, характерному при рас.
И напоследок, хотим напомнить вам, что некоторые дети с РАС могут преуспевать в академических знаниях, но при этом иметь дефицит других важных навыков, таких как социальное, игровое и вербальное поведение. Они могут быть на голову выше своих сверстников в узких областях знаний, но при этом иметь значительные барьеры, требующие вмешательства и постоянного мониторинга.
💁♀ VB-MAPP как раз призвана помочь нам определить самый короткий и эффективный путь для последовательного освоения важных социальных и вербальных навыков. Это хороший инструмент, и, если вдруг, он по каким-то причинам вами еще не был использован — обратитесь к нему.
Текст составлен при помощи материалов, размещенных на сайте создателя программы VB-MAPP, Марка Л. Сандберга.
#СоциальныеПроектыИПАП #ИПАП #аутизмОбучение #прикладнойанализповедения #ПАП #АВАтерапия #АВАобучение #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов