Эту статью я опубликовал на форуме ЭСПП уже довольно давно - 8 лет прошло. Она получила довольно много просмотров с того времени (более 7 тысяч просмотров), хотя обсуждение было довольно вялым. Сейчас я бы написал, наверное, уже многое по-другому. Но некоторые догадки сработали - последующие события, как мне кажется, подтвердили указанные закономерности в нашей социальной жизни.
В своем историческом введении к дистанционному курсу "Психология и общая теория конкуренции" (оно доступно бесплатно на соответствующем сайте - ищите его в поисковиках), я пытаюсь развивать этот же подход:
Особенности нашей национальной психологии (психологии русских людей) восходят к психологическим механизмам адаптации народа к среде своего обитания - и к физической географии этой среды (снег и лед, реки, горы, пустыни, леса...), и к социально-политической географии (поведение соседних стран и народов).
ИТАК (далее текст 2015 года рождения, написанный, впрочем, уже после первого тура вооруженного конфликта на юго-востоке Украины).
==================================
Как бы хотелось в этом вопросе избежать крайностей беспробудного великорусского национализма, с одной стороны, и русофобии - с другой...
Но рискну начать разговор по теме, где скопилось больше сторонников крайних точек зрения, чем умеренных "централистов". Мне уже много лет хотелось докопаться до историко-психологических корней русского консерватизма. Что такое "историко-психологические корни"- это такое объяснение линии исторической причинности, которое восходит к психологическим механизмам адаптации народа к среде своего обитания - и к физической географии этой среды (снег и лед, реки, горы, пустыни, леса...), и к социально-политической географии (поведение соседних стран и народов).
Нужно ли кому-то доказывать, что русские - народ консервативный. Или достаточно этимологической трактовки слова "ортодоксы" - применительно к "ортодоксальной" восточно-христианской традиции (православие)? Или еще нужно вспомнить, что приучать к сбриванию бороды или к высеванию картофеля, как и к другим инновациям, приходилась "просвещенным монархам" если не силком, то хитростью (как известно, Екатерина Великая днем выставляла вокруг картофельных полей вооруженную охрану, а ночью ее снимала - чтобы крестьяне воровали и пробовали картофель).
Русские в массе своей до сих пор настолько консервативны и в быту, и в обычаях производственного поведения (особенно в обычаях управления), что инновации они привыкли все воспринимать главным образом как "импортные" (заморские). "Англичанин мудрец" может что-то изобрести и надо его "блоху подковать" - это естественное происхождение инноваций у нас. А вот если что-то вдруг угораздит изобрести самому русскому, то это... скорее всего какая-нибудь "глупость" - так думает умудренный опытом наш консервативный народ. Когда мы сейчас стоим на пороге жизненно необходимой для сохранения экономического суверенитета модернизации не лишнее было бы понять и разобраться, почему ВЕКАМИ в области инноваций поведение русских (и политиков, и купцов) не обладало признаками суверенности и самодостаточности. Сколько раз даже в просвещенном казалось бы 20 веке великие изобретения, совершенные великими соотечественниками (Сикорский, Зворыкин), не признавались в своей стране и приходили уже "из-за бугра" с патентами от иностранных фирм и иностранных держав?
Откуда же пошел исторически такой консерватизм? Мой ответ (пусть дискуссионный) таков. Он пошел от глубинной тревожной приверженности устоям, достигающей степени благоговения перед РЕЛИГИОЗНЫМ РИТУАЛОМ. Что такое "религиозный ритуал"? - В его основе лежит глубинный суеверный страх, что отклонение от ритуала навлечет беды и несчастья!
Казалось бы, почему не отказаться от какой-то производственной устаревшей технологии, если есть рациональное обоснование эффективности другой - более новой технологии? - А вот крайне это трудно сделать именно потому, что глубинный (личностно-психологический) смысл технологии вовсе не в эффективности, а в том, что она приобретает силу ТРАДИЦИОННОГО РИТУАЛА! - В каждом овеянном традицией действии есть элемент "практического заклинания", или "молитвенной просьбы", обращенной к Высшим силам - не покинуть нас грешных и снизойти милостью.
Почему же такая тревожная неуверенность поселилась в глубинной психологии народа? - Когда, по каким причинам он стал таким религиозно-суеверным народом, а, следовательно, и таким болезненно-консервативным?
[
Небольшое отступление насчет АНАРХИЗМА и БАНДИТИЗМА. Некоторые коллеги могут начать горячо отстаивать другую точку зрения, прямо противоположную: русские - далеко не так суеверны, набожны и богобоязненны, как утверждает автор. Напротив, они часто проявляет безудержный анархизм и индивидуализм, склонность к воровству на грани с бандитизмом (отъем собственности силой). И я скажу категорически и парадоксально на это: Вы правы в этом, коллеги! Крайности ходят рядом - вот в чем есть тоже историко-психологический и этнопсихологический вполне реальный механизм. Срыв от крайней покорности к бунту - это в природе и в исторический традициях русского народа! Если уж нарушен "вековой ритуал", то... все дозволено! А значит - "грабь награбленное" и т.п. ]
Так вот... приблизимся, наконец, к описанию возможных историко-географических причинных факторов, повлиявших на появление таких архаических черт национального характера как "болезненный консерватизм".
1. Неустойчивая урожайность. Земледелие у восточных славян и угро-финских племен, образовавших великорусскую народность (сплавившихся в нее), как известно, развивалось не в степной, а лесной и лесостепной зонах, где почвы характеризуются невысокой плодородностью (эта зона позднее названа была нечерноземьем). Годы урожайные могли чередоваться с голодными годами. Причем в эти голодные годы дело доходило до "вымирания от голода". Такая зависимость от "высших природных сил", диктовала ритуальный характер всему земледелию. Каждая технологическая процедура (пахота, посев и т.п.) превращалась при этом в ритуал (и семя мужское разбрасывали в языческих ритуалах по пашне и т.п.). Правильность технологическая сращивалась ВЕКАМИ в правильность суеверно-ритуальную. Какие риски за отклонение? - Голодная смерть! Попробуй-ка рискни в этих условиях. К экспериментам больше готовы народы, у которых плодородие почв гарантирует определенное изобилие и появление "запасов" (или даже излишков). А здесь? Какие излишки?
2. Резко-континентальный климат. Жаркое короткое лето сменяется длинной морозной снежной зимой (я сам еще застал этот климат в 50-60-е годы, когда кататься на лыжах в Подмосковье вполне можно было пять месяцев в году, а не один-два как сейчас). Вынужденное безделье длинными зимними вечерами провоцировало приверженность не только к определенной сонной лени и праздности (к "обломовщине"), но и доминированию ритуальной деятельности над собственно производственной (соблюдение постов, религиозных праздников - это все проявление признаков глубокой ритуализации повседневной жизни населения на этих территориях). А в короткое лето надо успеть сделать так много, что начинается... аврал! В этот аврал тоже не до экспериментов - нет на это времени! Надо только-только успевать осуществить выверенные веками ритуальные производственные операции. А не то... останешься без хлеба и помрешь длинной зимой с голоду!
3. Набеговое хозяйство у соседей. Соседние южные народы многие века вели особый тип хозяйствования, в котором кочевое скотоводство в явном виде сочеталось с "набеговым типом хозяйствования". Вспомните, как называлась одна из новелл у Тарковского в фильме "Андрей Рублев" - "Набег"! Набег - это в отличие от династийных локальных военных конфликтов, которые в средние века доминировали в Западной Европе - это определенный способ "улучшить материальное положение". То есть, это всегда грабеж. Причем предметами ограбления были не только амбары и драгоценности, но и "угнанные в рабство" молодые и работоспособные люди (в частности, молодые женщины). Набег шел из южной зоны степей. Хотя и варяжское племя "русь" пришло с северо-запада тоже как военно-племенной союз, который промышлял набегами (затем, как сегодняшние рэкетиры, княжеско-варяжские дружины предложили смердам обмен по принцип "дань за военную защиту"). Кстати, что такое "казаковать" ("уйти в казаки") - это бросить оседлое крестьянское хозяйство и примкнуть к вольным и лихим людям, которые в степной зоне во многом живут набегами. Известные хорошо из истории "крестьянские восстания" под предводительством казаков Степана Разина и Емельяна Пугачева имели внутри себя несомненные признаки особого типа набегов, отличавшихся "тотальностью и массовостью". Не будем перечислять поименно все народы (начиная с половцев и хазар), которые соседствовали с великорусским населением и пользовались набегами. Какие национальные черты характера формировались при наличии рядом "агрессивных этнических групп"? Люди забивались в церкви и молили господа, чтобы упас их от набега. И не раз большие массы народа оставались сожженными прямо в этих церквях (если не додумывались во время разбежаться по лесам и попрятаться в берлогах). Итак, попробуй отклонись-ка от ритуала? - Что будет? - Либо неурожай-голод, либо... набег!
Соседство с "военно-кочевыми племенами" имело ряд важных следствий в организации жизни древнего русского общества. Пометим эти следствия буквами. Но и причина особого риска набегов есть особая, она географическая - это Великая Равнина. Если в ущельях и урочищах кавказских гор и предгорий племена-изоляты могли столетиями успешно держать оборону против всяких нашествий (так и появились сотни различных языков на Кавказе), то на огромной равнине укрыться от набегов было гораздо сложнее.
3а. Множество городов. Вспомним древнее скандинавское название Руси - Гардарика, или "страна городов". Что такое слово "город" в древности - это территория, оГОРОЖенная крепостной стеной. Кремли и монастыри стали живым символом оборонительной стратегии ведения войны у оседлых восточных славян.И в этом доминировании оборонительной стратегии есть немалая историко-психологическая причинность консерватизма. Ибо что есть консерватизм - это оборона старого против нового. А что есть новаторский радикализм - это наступление нового на старое.
Такова "механика" территориальной конкуренции древних этнических групп.
Одни из этих групп развивали наступательные стратегии (и пестовали наступательный национальный характер у своих воинов), другие - оборонительные стратегии.
3в. Жестко-иерархический централистский политический строй. Только установление жесточайшего военно-феодального политического устройства со сверхцентрализованной схемой управления (самодержавие, абсолютная монархия) могло гарантировать мобилизацию всех сил на сопротивление набегам. Обожествление царя-помазанника в этих условиях имело определенное "психолого-адаптивное" значение тоже...
Как хранит народная память исторические сведения о набегах? - Вовсе не только в виде летописей и других письменных документах. Есть богатая устная традиция. Мне вспоминаются рассказы моей бабушки на территории Нижегородского кремля - над стрелкой Волги и Оки. Бабушка моя, 1900 года рождения, больше прочла текстов на церковно-славянском, чем на русском языке и уж исторические трактаты она точно не читала. Но рассказывала мне, как снизу по Волге подплывали к городу на своих судах татары (из Казани, очевидно). А русские поливали их горячей смолой "вот с этих стен". И смола стекала по "откосам". Беру это слово в кавычки, так как у нижегородцев это слово обозначает не только склон, но и сам холм - возвышение над рекой. "Выйти на откос" - это означает подойти к обзорному краю этого холма. К чему это я про "откосы"? - А я про то, что естественный рельеф всячески использовался для строительства оборонительных сооружений. Семь холмов над Москвой-рекой тоже имели такое оборонительное историческое значение...
4. Традиция расширенного производства. Привычка платить "дань на сторону" тоже стала исторически полезным ритуалом. Возможно, что кто-то встречал такую интерпретацию "монголо-татарского ига", но я не встречал. Речь идет о том, что, как правило, отмечают лишь негативные эффекты этого периода в два с половиной века (с середины тринадцатого по конец пятнадцатого). Не загадка ли, почему народ, проживавший в междуречье Оки и Волги, только-только освободившись от выплаты ежегодной дани Орде, вдруг в течение каких-то ста лет создал вокруг себя огромное царство, присоединив множество земель? У меня есть предположение, что у этого народа за период ига выработалась определенная привычка, которая приобрела важное ритуальное значение. Это привычка создавать прибавочный продукт, который шел на укрепление государства - централизованной власти (включая то, что сейчас называют "силовые структуры"). Приучившись создавать больше того, что требовалось для выживания, уже после ига хозяйственная жизнь на этой территории продолжала создавать дополнительную продукцию (сельскохозяйственную, ремесленную и т.п.) и это привело к быстрому накоплению новым государством определенной мощи. Так что это государство отодвинуло свои передовые крепости далеко за пределы "золотого кольца" и обезопасило свои границы от набегов.
===============================
Фото обложки автор нашел в галерее Яндекс-картинки, куда оно попало с сайта karpets.livejournal.com. Мой запрос были при поиске фото такой: "Обработка земли в нечерноземье в русской древности". Видимо, самый древний человек - это Стерлигов, как оказалось :)