Найти тему
Знаки и люди

Как я обедала с лордом

Ллойд джорж
Ллойд джорж

Дело было давно, в первые годы путинского правления. Я уже и забыла об этом событии своей журналистской практики. Но в последнее время стала все чаще о нем вспоминать. Зацепил меня этот лорд. Как посмотрю на наших чиновников и депутатов Государственной Думы, на расфуфыренных дам из Федерального собрания, так и вспомню. 

  

Валентина Матвиенко, законодательница мод в Федеральном собрании
Валентина Матвиенко, законодательница мод в Федеральном собрании

  ...Пригласили меня как-то на круглый стол, посвященный дистанционному обучению охране труда. Я бы может и не пошла, - скучное это мероприятие, но заинтриговало присутствие на нем британского лорда, который продвигает это направление в Международной организации труда. Очень мне было интересно на него посмотреть, похож он на кинематографических персонажей, или нет? Я ведь как себе лордов представляла -- важные индюки в цилиндрах а-ля Ллойд Джордж, или бледнолицие красавцы типа нашего актера Марцевича. 

    

Актер Александр Марцевич, чем не английский лорд?
Актер Александр Марцевич, чем не английский лорд?

  Сидим в зале заседаний, ждем гостей... Народу собралось немало. На столах -- водичка, листочки с опытом работы центров по обучению охране труда, карточки персоналий с указанием, кто есть кто. Дверь раскрывается и в зал стремительно входят двое: один - стройный, сухощавый, в дорогом костюме. Обувь сияет лаком, пробор -- бриолином. ОН, "Марцевич"! Второй -- так себе, в тесном сером твидовом пиджаке, мятых брюках, волосы-- черной щеткой во все стороны. Переводчик, наверное. Почти двухметровый, с красной квадратной физиономией, вроде тракториста дяди Миши из моего детства. М-да, поприличнее найти не могли?

Дядя Миша из моего детства, почти как английский лорд
Дядя Миша из моего детства, почти как английский лорд

    Рассаживаются. И тут выясняется, что этот, в сером пиджаке, на самом деле лорд, а его сопровождающий -- переводчик! Вот тебе и на! И тут начался цирк с конями: двухметровый дядя раскидал во все стороны бумажки и буклеты с материалами круглого стола, скинул на пол "шалашики" с фамилиями участников и завозил ногами под маленьким учебным столом, пытаясь поудобнее устроиться. И стол, и стул явно не соответствовали его великанским размерам. Разношенные ботинки лорд явно донашивал за дедушкой. Пока организаторы мероприятия его представляли (со всеми должностями и титулами), герой дня жадно глотал воду из крохотной бутылочки, которая тоже была ему явно не по размеру.

    Это было почти комичное зрелище, пока не прозвучала статистика производственного травматизма на угольных шахтах Уэльса -- за время дистанционного обучения охране труда она снизилась на треть, что стало результатом работы комиссии, возглавляемой нашим именитым гостем. Вот тебе и "дядя Миша".

     Рассмотреть гостя получше удалось за обедом. Никакого vip в отдельном кабинете. Лорд по-простецки уселся рядом с милыми дамами из какого-то регионального центра охраны труда и, успевая работать вилкой и задавать дамам вопросы, с аппетитом съел салат оливье, солянку, котлету по-киевски и компот с булочкой. При этом он был любезен, улыбчив и наверное даже пытался шутить, потому что дамы смущённо хихикали. После обеда организаторы увели ценного гостя в кулуары договариваться о поставках компьютеров и другой оргтехники, которые обещала МОТ.

    Я не сразу по-настоящему оценила личность британца. Сначала просто посмеялась над его нелепым видом. Но чем внимательнее смотрела вокруг себя, тем яснее проступало понимание: дядя лорд на самом деле -- хороший пример для подражания нашим чиновникам и политикам.

Мы все помним пушкинское: " Быть можно дельным человеком и помнить о красе ногтей". При этом "краса ногтей" не главное. Не ей посвящают жизнь наши британские учителя. А что вообще мы знаем о них? Да по большому счету почти ничего. То, что пишут о британской аристократии массовые издания, снимают кинематографисты, лишь пена на поверхности бурного потока светской жизни в угоду невзыскательныи вкусам публики. Глубинные процессы с их участием почти недоступны. Я называю глубинными процессами механизмы выстраивания жизни британского общества. Колесами и шестеренками этого механизма являются именно британские аристократы. Они до сих пор представляют собой влиятельную и могучую силу, которая держит на своих плечах монархию. Ее секрет прост -- в Британии с елизаветинских времен действует неприложный закон: природный дворянин обязан служить государству. Природный, то есть тот, кто получил титул от предков, по наследству. Есть еще и другие дворяне -- новоиспеченные, получившие титул от короны за особые заслуги перед отечеством: артисты, спортсмены и другие счастливчики. Это скорее опереточные персонажи, они не участвуют в управлении страной и не прошли той школы воспитания, которую проходят будущие члены палаты пэров. А это, я вам скажу, такая школа, из которой на рынок истеблишмента выходит штучный товар. 

    В закрытые частные учебные заведения не допускают простолюдинов. Ценность имеют не деньги семьи, а кровь, происхождение. Дрючат там юных аристократов будь здоров, без оглядки на титулы. Кому интересно, полистайте книгу принца Гарри "Запасной". Он приоткрыл в ней дверь в частную жизнь школы для мальчиков, в которой сам воспитывался. Это почти суровый быт, масса обязанностей и довольно жесткие взаимоотношения с ровесниками. Детей не только обучают наукам, но и наказывают, подавляют в них тягу к сибаритству, а главное -- воспитывают огромную уверенность в своих силах: раз ты британец, ты сможешь справиться с любой задачей, не существует ничего, что не под силу британцу! В итоге образуется тесное кастовое сообщество, помогающее выпускникам в дальнейшей жизни и в карьере.

    Пароль для выпускников - эмблема школы на пуловере или клубном пиджаке. Вспомнила, что была такая эмблема и у нашего лорда из МОТ. Из частных закрытых школ выходят будущие студенты Университета Итон, нацеленного на подготовку руководителей страны. Это национальная элита, которая должна будет сохранять и преумножать богатства Британии. Но отнюдь не свои. Равнодушное отношение элиты к деньгам воспитывается с детства, поколениями. Деньги -- не цель, а средство достижения цели. Благо страны -- вот главная доблесть дворянина!

     В России примерно такая же система  была введена Петром |: дворянин обязан служить государству либо как воин, либо как чиновник. Его потомок, Петр |||, отменил это требование, и начался развал системы дворянского служения. Национальная элита погрязла в сибаритстве. А ее потомки и вовсе привели страну к октябрьскому перевороту. 

     "Национальная элита" сегодня представляет собой жалкое зрелище: так называемые столпы общества в большинстве своем служат Момоне, а не Родине. И Бог весть, когда опомнятся. Нам бы таких, как тот дядя в твидовом пиджаке.

Как гляну на наших чиновников и слуг народа, так его и вспомню... А уж на деток их и смотреть не хочется -- они ведь все сплошь сегодня граждане мира, обучаются по заграницам. Чему их там учат - Бог весть! Явно, не Родину любить.

-5