Найти в Дзене

Дополнение к фетве от 14.08.2023 г. «Особенности работы на фондовых биржах, которые ведут свою деятельность по регламенту Т+1».

В фетве от 14.08.2023 г. «Особенности работы на фондовых биржах, которые ведут свою деятельность по регламенту Т+1» была представлена шариатская правовая норма торгов в режиме (расчетов) Т+1 и Т+2* и сделан вывод, что вновь купленные ценные бумаги переходят в фактическое владение покупателя на следующим день и через день соответственно. Как итог, продажа или иной вид передачи данных бумаг до проведения процедуры клиринга оценивается Шариатом как продажа имущества, которым не владеешь, что в свою очередь является не разрешенной. После публикации данного богословского заключения, в адрес ДУМ РТ поступило множество обращений с претензиями о его несоответствии канонам Шариата, в частности, ханафитского мазхаба. Суть всех претензий – одинаковая, поэтому ответ на них будет один. Некоторые читатели справедливо заметили, что согласно Шариатским стандартам организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (далее «Стандарты AAOIFI»), «покупатель акций вправе распоряжатьс
Фото: Автор: Shendart | Источник: Shendart
Фото: Автор: Shendart | Источник: Shendart

В фетве от 14.08.2023 г. «Особенности работы на фондовых биржах, которые ведут свою деятельность по регламенту Т+1» была представлена шариатская правовая норма торгов в режиме (расчетов) Т+1 и Т+2* и сделан вывод, что вновь купленные ценные бумаги переходят в фактическое владение покупателя на следующим день и через день соответственно. Как итог, продажа или иной вид передачи данных бумаг до проведения процедуры клиринга оценивается Шариатом как продажа имущества, которым не владеешь, что в свою очередь является не разрешенной.

После публикации данного богословского заключения, в адрес ДУМ РТ поступило множество обращений с претензиями о его несоответствии канонам Шариата, в частности, ханафитского мазхаба. Суть всех претензий – одинаковая, поэтому ответ на них будет один.

Некоторые читатели справедливо заметили, что согласно Шариатским стандартам организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (далее «Стандарты AAOIFI»), «покупатель акций вправе распоряжаться ими путем продажи (или иным подобным образом) другому лицу после завершения сделки продажи и перехода ответственности к нему, даже если окончательная регистрация не состоялась» (Шариатский стандарт №21 «Ценные бумаги: акции и облигации», в п. 3.7.)1. Фетва этому стандарту не противоречит. Более того, Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О рынке ценных бумаг», а также регламент ведения торгов в Московской и Санкт-Петербургской биржах (Т+1*) исключают переход ответственности к покупателю до завершения процедуры клиринга, т.к. расчеты по заключенным сделкам в основных режимах торгов с ценными бумагами и поставка бумаг, в том числе по срочным контрактам на акции, осуществляются на следующий торговый день. Важно, что клиринг не является формальным мероприятием, т.к. согласно ст. 29 «Перехода прав на ценные бумаги», Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О рынке ценных бумаг» право на эмиссионную ценную бумагу переходит к приобретателю:

1) в случае учета прав на ценные бумаги в реестре – с даты внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя;

2) в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии – с даты внесения приходной записи по счету депо приобретателя.

3) Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с даты перехода прав на эту ценную бумагу.

На практике данная правовая норма означает, что ответственность за ценную бумагу до завершения процедуры клиринга остается у продавца, а перейдет она к покупателю лишь на следующий рабочий день.

Ярким примером данному нормативному акту служит вопрос с выплатами дивидендов и выводом денежных средств до клиринга.

Например, если в 10:30 (мск) 16.08.2023 г. Мухаметов купил у Саматова 100 акций ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина (далее «Татнефть»), а в 14:30 (мск) этого же дня «Татнефть» выплатил дивиденды по акциям, то дивиденды получит продавец, т.е. Саматов, потому что он на момент выплаты дивидендов является собственником акций, а Мухаметов станет новым собственником данный ценных бумаг только после проведения процедуры клиринга, как итог, Саматов ничего не получит.

Следует отметить, что в свою очередь Саматов не сможет до проведения клиринга вывести вырученные от продажи деньги, т.к. режим Т+1* распространяется и на вывод денежных средств.

Как итог, при моменте договора покупки акций, стороны фактически ничем не обмениваются, акции не доходят до покупателя, а деньги до продавца, фактические расчеты по сделке происходят либо на следующий рабочий день (T+1*), либо через два рабочих дня (T+2*), если та или иная биржа ведет деятельность в данном режиме, и в исключительных случаях в режиме Т+N*. Об этих тонкостях банки всегда предупреждают своих клиентов, к примеру, можно ознакомиться с такого рода публикацией Газпромбанка.

Подытоживая этот пример, согласно пункту 3.7. Шариатского стандарта №21 Стандартов AAOIFI, покупателю запрещается распоряжаться акциями путем продажи (или иным подобным образом) другому лицу, т.к. ответственность по данным ценным бумагам к нему не перешла.

Основываясь на том, что ответственность по ценным бумагам к покупателю не переходит, а также на том, что продавец не получает денежные средства за продажу в солидарном порядке, деятельность по ценным бумагам до завершения процедуры клиринга Шариатом не разрешается.