Найти в Дзене

Корреспондент «Рязанских ведомостей» испытала на себе, как проходят соревнования по воздухоплавательному спорту

На днях завершился XXI Международный спортивный культурно-зрелищный фестиваль воздухоплавания «Небо России».

За награды боролись более двадцати спортсменов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Великого Новгорода, Рязанской, Калужской, Тульской, Московской, Псковской областей, Пермского края и других субъектов страны.

Корреспонденту «РВ» довелось летать на воздушном шаре с чемпионом в одном из спортивных полётов.

-2

Самый безопасный способ побывать в небе

Аэростаты летали дважды в день: на восходе солнца и на закате. За несколько часов до каждого полёта команды собираются на брифинги. Это своего рода совещание, на котором участники соревнований узнают всю необходимую информацию. Изучают по карте лётную зону, обсуждают, куда залетать запрещено, и самое главное, получают лист полётных заданий, которые могут быть как на точность, так и на время. В чем их суть? В поле выбирается точка, на которую наносится белый крест. Пилот должен подлететь как можно ближе к ней и скинуть маркер. Чем точнее он попадет, тем больше баллов получит. Победителем становится аэронавт, набравший наибольшее количество баллов за все полёты.

-3

Перед каждым полётом проводится также большая метеорологическая работа. Маршрут формируется исходя из данных за час до полета. Аэронавты-профессионалы никогда не рискуют. Если погода вдруг меняется, начинается дождь или усиливается ветер, полет отменяют.

Аэростат считается одним из самых безопасных видов воздушного транспорта. Тем не менее перед выездом я подписала документ, суть которого сводится к тому, что, отправляясь в полет, полностью осознаю все риски. И в случае моей смерти или получения увечья претензий к организаторам не будет.

Когда все формальности были улажены, команды распределились по машинам и отправились в путь. Еще один брифинг прошел возле памятника на Михайловской трассе в Жокинском городище. Там участников встретил местный батюшка. Нас щедро окропили святой водой, вручили участникам соревнований полётные задания и отправили в добрый путь искать наиболее подходящее место для вылета.

-4

Ноутбук в поролоне и воздушный шарик

У каждого пилота есть своя команда, состоящая из мичмана и волонтёров, один из которых по совместительству ещё и водитель. Получается, я еду в качестве мичмана.

С нами в машине волонтеры Илья и Владимир. Их задача –помочь разобрать и подготовить аэростат к полёту и собрать его после.

Большинство волонтёров мечтают в будущем тоже стать пилотами. Для этого им необходимо сдать на специальные права, что обойдется в триста тысяч рублей. И купить аэростат, стоимость которого достигает миллиона рублей.

Но цель стать пилотами есть не у всех. Владимир–водитель, волонтёр со стажем. Он сопровождает Владимира Ермакова на различных соревнованиях, в том числе международных, уже более десяти лет. Однако сам в небо не стремится.

– Мне нравится атмосфера, которая царит на чемпионатах по воздухоплавательному спорту, общаться с аэронавтами, быть причастным к этому. А большего и не надо, –поясняет он.

За разговорами не замечаю, как подъезжаем к выбранной точке взлёта. Выходим. Трава по колено. Теперь понятно, почему меня попросили переобуться в кроссовки. В открытой обуви, несмотря на жару, было бы крайне некомфортно. Участники соревнований перепроверяют метеорологические данные, запуская в небо обычный воздушный шарик. Он ведёт себя как надо. Вылету быть.

Мужчины выгружают тяжеленные корзины и мешки со сложенными аэростатами из прицепов. Пилоты ещё раз проверяют данные на ноутбуках, предусмотрительно обитых толстым слоем поролона. Эта техника тоже отправится в полёт и будет подсказывать пилоту координаты и обеспечивать связь с землёй.

Тем временем волонтеры разбирают и надувают аэростаты. Я тоже вызвалась помочь. Дело это оказалось нелёгким. Волонтёры расправляют аэростат за моей спиной. Я держу его за канаты на вытянутых руках. В лицо бьет сильнейший поток воздуха из специального оборудования. Чувствую себя Фунтиком, который вот-вот плавно взмоет в небесную высь. Едва успеваю отбежать, как из горелки вырывается столб пламени. Аэростат готов к полету.

-5

На высоте птичьего полёта

Ещё паранажатий на горелку – и вот аэростат плавно отрывается от земли и устремляется ввысь. Земля всё дальше и дальше. Вот уже поля сливаются в зеленую гладь, образуя причудливые геометрические формы, испещренные змейками водоемов. Над головой пышет жаром «огнедышащий дракон». И меня начинает накрывать паника. Корзина мне по пояс. Вокруг необъятные просторы, открытое пространство. И мы, такие маленькие и беззащитные, в крохотной корзине, прикрепленной к воздушному шару, который на земле кажется размером с многоэтажку, а в небе выглядит как маленькая точка.

– Страшно бывает только в первый раз, –успокаивает меня Владимир. Он сосредоточен на своей задаче и четко еёвыполняет: сверяет данные на ноутбуке, подаёт газ в шар и периодически размашисто кидает маркеры в белые кресты на земле. В такие моменты я сажусь на дно корзины, поскольку она сильно раскачивается. Мне кажется, если я этого не сделаю, то точно не удержусь. Вообще, диктовать координаты и данные с ноутбука входит в обязанности мичмана. То есть мои. Впрочем, Владимир привык летать один. И моя несостоятельность как партнера по полёту его совершенно не тревожит.

Плавно снижаемся. Зеленая гладь снова приобретает четкие очертания травы, кустарников и деревьев. Земля все ближе и ближе. И вот мы, уже цепляя макушку берёзы дном корзины, летим прямиком... в пруд.

Дно корзины, казалось бы, уже сейчас зацепит поверхность водоёма, густо покрытую ряской. Но Владимир – профессионал. Он поддает газа, и мы, пролетев несколько метров на той же высоте, мягко «ложимся» на покрытый травой берег.

-6

К нам подбегает спортсмен из Тулы Дмитрий Жохов, приземлившийся метров за десять от нас. Мощным движением мускулистый мужчина удерживает наш аэростат за канаты, чтобы корзину не тащило по земле. Полёт окончен.

Нас окружает местная ребятня. Они уже знают, что делать, так как не в первый раз помогают волонтёрам собирать аэростаты. Им это в удовольствие.

– Слетать на воздушном шаре меня бабушка не отпустит. Хоть здесь прикоснуться, –шмыгает загорелым носом десятилетний мальчишка, бережно складывая ткань аэростата.

Пришли узнать, не нужна ли спортсменам помощь, и взрослые мужчины из соседней деревни. Как правило, местные жители приветливо встречают аэронавтов на своей земле. Но бывают и исключения, когда участникам соревнований приходится обращаться в полицию.

Возвращаемся в город затемно. На часах уже одиннадцать вечера, а в три часа ночи у спортсменов уже запланирован брифинг перед новым полетом. В пять утра они снова поднимутся в небо – будут покорять свои наземные цели.

-7

«Для чего это все?» – спрашиваю я Владимира. «Это наша жизнь», – отвечает он мне.

Большинство аэронавтов – потомственные пилоты. На воздушных шарах летали их деды, отцы. Летают братья и сёстры. И будут летать их дети, которые растут на площадках фестиваля, сопровождают их на вылетах, болеют за них на соревнованиях.

Пока есть такие династии, как семья Мавриных – Ермаковых, основателей фестиваля «Небо России», которые живут небом и передают традиции из поколения в поколение, этот зрелищный спорт будет жить и развиваться. А рязанцы смогут ежегодно наслаждаться потрясающим зрелищем: большими красивыми шарами, плывущими по небу на фоне закатов и рассветов.

Яна Арапова

Фото автора

Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!

Другие материалы Яны Араповой:

#рязанские ведомости #рязань