Найти тему
Дмитрий СОРОКИН

2015 ГОД. РЕИНКАРНАЦИЯ АНЕНЕРБЕ. ИЗУВЕКЧЕННАЯ ИСТОРИЯ САРЫ-ТАУ

Фантазия современного художника на заданную тему.
Фантазия современного художника на заданную тему.

В редакцию газеты «Коммунист-век XX-XXI» опубликовавшую мою статью «Укеканный Саратов» пришёл текст статьи, подписанный как «Ф.А. Рашитов, доктор исторических наук», в которой автор неуклюже и порой не совсем грамотно пытается меня раскритиковать и обвинить бог знает, в чём!

Вот он, этот текст «доктора исторических наук» с полным сохранением авторской пунктуации и орфографии, который начинается с заголовка, выражающего то ли с самопокаяние, то ли упрёк оппоненту, то ли скрытую угрозу…

***

«Попал в нехорошую историю
( по поводу статьи Дмитрия Аллина «Укеканный Саратов».
Газ. «Коммунист. 2015.18 июня).

Статья по сути представляет собой отклик на состоявшуюся в Саратове 4-5 июня сего года Международную научно-практическую конференцию по историко-археологическому наследию Золотой Орды на территории Саратовского Поволжья, в частности, города Укек. Автор этих строк являлся членом оргкомитета и участником конференции. Конференция с участием более 80 ученых – археологов, историков, культурологов, представлявших несколько десятков российских городов и восемь зарубежных государств, пришла к единодушному мнению о необходимости наращивания усилий по сохранению, изучению и музеефикации выдающегося памятника средневековой истории и культуры, каковым является Увекское городище.

Каково же отношение Д. Аллина на заключение международной научной конференции? Судя по тому, что три последних слова взяты им в кавычки, - крайне негативное. Что же его не устраивает? Не устраивает его то, что саратовский губернатор В.В.Радаев и некоторые «умники» занялись «переписыванием истории родного края». В чем это переписывание выражается? По мнению Аллина, в провозглашении идеи, что Саратов основан монголами и ему свыше 750 лет. И провозглашает, оказывается, эту идею , которую наш критик называет «чушью», не кто иной, как В.В. Радаев. Но ведь ничего подобного ни Валерий Васильевич, ни кто-либо другой из здравомыслящих людей не говорил и не провозглашал! Все это плод фантазии автора корреспонденции.


На упомянутой конференции ученые не фантазировали, а занимались решением таких серьезных проблем, как установление даты основания Укека, причин и времени его гибели, выявление характера и масштабов укекского историко-культурного наследия, определение возможностей и способов использования последнего во благо нынешнего поколения саратовцев и будущего Саратова. Что же в этом плохого? Ведь никто на конференции и не помышлял отменить факт основания крепости Саратов Засеканным и Туровым в 1590г. И почему признание факта существования на территории нынешнего Саратова в XIII-XIV вв. города Укек должно вести к «взрыву общественного сознания» как пишет Д.Аллин?

Приходится напомнить ему, что обращение к историческим корням и углубление исторической памяти не взрывают, а укрепляют общественное сознание. Если, конечно, речь не идет об отсталом общественном сознании. Одним из проявлений отсталого сознания является скептическое отношение к данным науки, недоверие к ученым. Именно этим недугом и страдает т. Аллин. Иначе откуда у него такая характеристика археологических раскопок: «ковыряние в увекской земле с ее холерно-чумными захоронениями...?» Ему, очевидно, невдомек, что во всей Евразии вряд ли отыщется хотя бы один средневековой город, который избежал эпидемии чумы или холеры. Несмотря на это, тысячи археологов «ковыряются» в их городищах. Не составляет исключения и наш Увек. Первые крупные археологические раскопки на нем были проведены еще в 1891 г. под руководством председателя Саратовской ученой архивной комиссии князя Л.Л. Голицына и члена комиссии С.С. Краснодубровского. В разгар гражданской войны, в 1919г., на Увеке вел раскопки профессор Саратовского университета Ф.В. Баллод. В 1921 -22гг. он продолжил свои работы. Советское правительство выделяло на эти цели финансовые средства, несмотря на тяжелое экономическое положение Республики! В 1923 г. Ф.В. Баллод издал книгу «Приволжские Помпеи», в которой изложил результаты своих работ на городищах Бельджамена и Укека. Очень советовал бы Д. Аллину познакомиться с этой книгой. Может быть, это поможет ему пополнить свои познания и избавиться от примитивно-негативного отношения к науке.

Крайне прискорбно, что Д. Аллин придал своему видению происходящего сильную националистическую окраску. Укек у него «монголо-татарский», «тюркский, мусульманский» город; Саратов – «новая русская крепость», а Радаев – губернатор «русской области». При этом хороший «русский» Саратов противопоставляется плохому «татарскому» Укеку. На рынках последнего, оказывается, торговали «русскими рабынями и рабами». А вот в Саратове «уж точно не торговали невольниками на рынках». Словом, татары – работорговцы, русские - избавители от рабства. Хочется напомнить «знатоку» истории, что на рынках Укека если и торговали рабами, то не только русскими; зачем педалировать на этнической принадлежности невольников? Кроме того, практика обращения военнопленных и должников в рабов существовала во всех средневековых государствах, в том числе и на Руси. «Холопы» – знакомо Вам это слово? Напомню также, что после взятия Казани в 1552 г. войсками Ивана IV тысячи жителей города, в том числе женщины и дети, попали в неволю к русским помещикам. И, наконец, разве на ярмарках и рынках «русского» Саратова в 18 веке помещики не торговали своими крепостными?! Правда, последние в своем подавляющем большинстве были русские, православные люди.

Эти факты указывают на ущербность этнополитического подхода к пониманию прошлого. Кстати, абсолютное большинство современных исследователей избегают этнической маркировки Укека, называя его полиэтничным средневековым, золотоордынским городом. Единственный надежный, верный подход к социальным явлениям – историко-материалистический, классовый. Укек, как и Саратов, строили, ресурсы нашего края осваивали, богатства создавали трудящиеся, эксплуатируемые классы, а пользовались этими богатствами – эксплуататоры, господствующие классы. И те, и другие принадлежали к разным этносам и конфессиям. Накопленное историко-культурное наследие – это общее достояние трудящихся, народных масс. И то, что в 13 -15вв. создание этого наследия происходило на саратовской земле под эгидой тюрко-татар, а с 16-17 вв. эта роль перешла к русским, не имеет принципиального значения. В признании вклада первых в сокровищницу российской культуры и государственности, конечно же, нет и намека на то, что Аллин называет «русофобской идеей». Зато непризнание этого объективного факта может свидетельствовать о другой «фобии» - татарофобии. Именно такой фобией и страдает, очевидно, автор «Укеканного Саратова». Его явно тянет в болото русского национализма. Какая фобия хуже – русо-или татаро-? Какой национализм хуже – русский или татарский? Оба хуже! Национализм , в каком бы этническом обличье не выступал, является показателем незрелости, отсталости общественного сознания, источником расколов в рабочем движении, в социализме. И в этой связи все приведенные в статье Аллина примеры – с Исламским государством*, национал-фашизмом на Украине и с трагедий Югославии – автор должен внимательно осмыслить применительно к себе, ибо во всех этих случаях мы видим разгул национализма и религиозного фанатизма. Что касается тех людей, которые призывают к всестороннему изучению наследия Укека, вклада последнего в процесс становления городской цивилизации в нашем регионе, то они свободны от названных проявлений незрелого ума.

Резюмируя, можно сказать: Д. Аллин со своей непродуманной статьей попал, то ли в силу недостатка исторических знаний, то ли из-за слабой философской, методологической вооруженности, в незавидное положение. К тому же он поставил под удар реноме газеты. Беда его заключается еще в том, что он попытался притянуть к научной дискуссии местную политику, решив «пободаться» с губернатором В.В. Радаевым. Получилось не очень убедительно. Во-первых, для поединка он выбрал «поле», на котором губернатор занимает сильную позицию. Эта позиция основана на данных науки, в частности, на результатах многолетних исследований таких выдающихся российских археологов как Г.В.Давыдов, В.Л.Егоров и др. Реализация планов губернатора по созданию на Увеке современного историко-археологического, музейного и туристического комплекса пойдет только на пользу жителям поселка Увек, всем саратовцам. Обращение к историческим корням, восстановление связи времен послужат, вне всякого сомнения, делу укрепления межнационального согласия на Саратовской земле. Во-вторых, нельзя строить политическую полемику на передержках и подтасовках, на ущербной методологической и научно-теоретической основе.

И последнее. Что касается затрат на проведение конференции по Увеку, то львиную долю расходов взял на себя Председатель Совета директоров ООО «Нарат - К» К.Аблязов.

Ф.А. Рашитов, доктор исторических наук. »

***

Удивительные аргументы в стиле «сам дурак, дурак, дурак, дурак!». Честно, как-то в начале не поверилось, что этот текст действительно написан доктором исторических наук.

Но давайте, по порядку, то есть с конца. О затратах на проведение «научной конференции» по Увеку, на которую «львиную долю расходов взял на себя Председатель Совета директоров ООО «Нарат - К» К.Аблязов».

Вы меня г-н Ф.А. Рашитов, право, удивили! Я то думал, главный спонсор вашей «научной конференции» выдающихся учёных со всего мира, окажется Иванов какой-нибудь или, в конце концов, Рабинович, ан, нет! Ошибся.

Я не знаю, уважаемый доктор исторических наук, всей глубины ваших познаний, но кое-что из них сразу бросается в глаза.

Вот вы пишете, что «никто на конференции и не помышлял отменить факт основания крепости Саратов Засеканным и Туровым в 1590 г.». А зря! Все «80 ученых – археологов, историков, культурологов, представлявших несколько десятков российских городов и восемь зарубежных государств» должны были в один голос закричать, что не было этого! И знать они не знают кто такой этот «Засеканный»! Но нет, все «единодушно» промолчали. Из-за скромности или забывчивости, что не некто «Засеканный», а князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров основали Саратов.

Кстати, ещё раз о вашей «научной конференции» по основанному монголами Укеку. Скажите, сколько монгольских учёных-историков участвовало в вашей «научной конференции»? Один? Ни одного? Забыли, или это монголофобия организаторов?

А ведь надо было пригласить! Может, тогда и все вопросы сразу отпали, выступил бы монгольский учёный с докладом на тему смешения русских и монгольских кровей во время нашествия Бату-хана и глядишь, всё сразу бы получилось: полумонголы Засекин и Туров приехали в раскинувшийся на сотни километров вдоль Волги монгольский мегаполис Укек и спьяну наверное (а как же иначе!), прямо посреди чужого города, в центральном парке, который они ошибочно приняли за пустырь, поставили свою полумонгольскую крепость, назвали её Сары-тау в честь желтой горы, которая, правда, впоследствии куда-то исчезла. Может, таким образом, всё бы и срослось: монголы дважды основали один и тот же город, но немножко напутали с названиями, так что, как ни крути, а ведь до сих пор в Монголии живём!

Но не приехал на «научную конференцию» монгольский учёный, зато приехали учёные другой национальности, которую не буду лишний раз называть, чтобы меня не клеймили татароненавистником и не призывали в свидетели Карла Маркса, да простят меня мои лучшие татарские братья и друзья! И вот из-за этого дальше пошли нестыковки!

То есть, саратовская «научная конференция» по Увеку почти что доказала, что Земля имеет форму чемодана, но утвердить своё решение так и не смогла, поскольку не смогли договориться, в каком месте следует крепить ручку.

Признаюсь, что губернатор Валерий Радаев здесь не причём, это правда! Он к этой «научной конференции» отношения не имеет, ему было как раз некогда, он в это время, видимо, позировал малоизвестному местному художнику сидя у одной известной дорожной ямы в центре города.

Уважаемый Ф.А. Рашитов, доктор исторических наук! Вы сами-то читаете, что написали? Это у вас про что: «почему признание факта существования на территории нынешнего Саратова в XIII-XIV вв. города Укек должно вести к «взрыву общественного сознания» как пишет Д.Аллин»?

Зачем же глупость писать, или хуже того, привирать? Я в своей статье «Укеканный Саратов» провожу основную мысль, что Увек – это Увек, древний золотоордынский город со своей, пусть и несчастной судьбой, а Саратов – это наш, современный, многонациональный, но основанный русскими служилыми людьми Саратов, и, как Востоку и Западу у Р. Киплинга им не сойтись вместе никогда!

Можно гордиться Укеком, вести сколько угодно раскопки, писать книги о нём, «фестивалить» на бюджетные деньги, но только не утверждать что Укек и Саратов одно и тоже, ибо это выглядит хуже глупости.

А вот ваша «научная конференция» ув. доктор и.н., проводимая на деньги ув. председателя Совета директоров ООО «Нарат - К», пыталась связать несвязуемое, то есть русский (по основанию) Саратов и монгольский Укек! Опять вопрос, зачем? Зачем столько псевдонаучной демагогии?

Теперь о «холопах», про которых вы спрашивали. Согласно словарю Ожегова, холоп – человек, готовый на всё из раболепия, подхалимства, холуй.

Однако хуже, когда этот человек имеет научные звания, и гораздо хуже, когда таких находится еще 80 человек, среди которых не нашлось ни одного, который должен был призвать остальных к разуму и задуматься уже не о научных, но очень кровавых последствиях таких «научных конференций» от которых за версту несёт душком «Аненербе», или того хуже, идеологией Идель-Урала.

Хочется так же сказать пару слов о «русофобии» и «татарофобии», раз уж эта тема поднята.

Вот, кто такое мог написать: «Напомню также, что после взятия Казани в 1552 г. войсками Ивана IV тысячи жителей города, в том числе женщины и дети, попали в неволю к русским помещикам. И, наконец, разве на ярмарках и рынках «русского» Саратова в 18 веке помещики не торговали своими крепостными?! Правда, последние в своем подавляющем большинстве были русские, православные люди», - русофоб или татарофоб?

А ведь это ваши слова, уважаемый доктор исторических наук! Ну, нельзя же так к профессии относиться! Возьмите учебники, словари и изучите вопрос о помещиках, когда появились, чем занимались и какое отношение они имели к Ивану IV и взятию Казани! Особенно интересно, как им удалось заневолить тысячи женщин и детей? Заодно посмотрите там, на каких именно ярмарках и рынках русского Саратова в 18 веке помещики торговали своими православными крепостными и почём?

Науке это неизвестно, но может быть вы, Ф.А. Рашитов, сумеете доказать обратное? Вместе с Радаевым, Аблязовым и ещё одним ваххабитским кукловодом, закончившим бухарское медресе, и которые все вместе тоже не русофобы и к разжиганию межнациональной розни в Саратове как бы отношения не имеют?


Пожалуй, господин Ф.А. Рашитов, с одним вашим высказыванием я бы согласился: «Единственный надежный, верный подход к социальным явлениям – историко-материалистический, классовый. Укек, как и Саратов, строили, ресурсы нашего края осваивали, богатства создавали трудящиеся, эксплуатируемые классы, а пользовались этими богатствами – эксплуататоры, господствующие классы. И те, и другие принадлежали к разным этносам и конфессиям. Накопленное историко-культурное наследие – это общее достояние трудящихся, народных масс», - если бы не одно слово, которое делает всю фразу неискренней, лживой, что ли.

Вы пишете «пользовались», а надо было «пользуются», сейчас пользуются награбленным и пытаются стравить ограбленных между собой, а некоторые «учёные», им в этом помогают. Вот уж действительно, нехорошая история!

Уверен, что эту вакханалию «научного укекизма» надо останавливать всем миром, ведь если «холопам от науки» дать волю, то следующей темой «научной конференции» станет «Колыбель человечества: Сары-тау от палеолита до Космоса», а затем как в Веймарской республике появятся «раса господ», «недочеловеки» и указания как с ними поступать, каким ножом правильно резать горло.

А между тем, реки крови уже давно текут по земле саратовской, и заметно, что «пугачевские» и им подобные события никого ничему не научили!

Товарищи учёные, доценты-академики по вызову, не надо нам на саратовской земле реинкарнировать «Аненербе»! Уверяю вас, что многонациональный русский город Саратов не допустит шайтанов от истории разжигать ненависть между людьми своими антиисторическими вымыслами и откровенными провокациями.

Дмитрий Аллин, татарофил, русофил, доктор некупленных наук

Источник <Дмитрий Аллин>