Мы привыкли много и подробно говорить о к-поп артистах и их творчестве. Но не стоит забывать, что любые артисты и их творчество - результат совместного труда самих артистов и огромной команды, состоящей из профессионалов самых разных областей.
Сценические образы, репертуар, вокал, хореография, внемузыкальный контент, концерты, имидж, менеджмент айдолов и тд. - всё выстраивается под чутким контролем развлекательных агентств (на наш лад - продюсерский центр). Они инвестируют в обучение и продвижение артиста, чтобы в будущем получить прибыль и занять своё место под солнцем.
По сути своей развлекательные агентства - фабрики по "выпечке" будущих звёзд к-попа. Они отвечают за поиск талантов, их обучение, пиар, продвижение и весь контент, который выпускается под именем соло-исполнителей или групп: от музыки и видеоклипов до именных развлекательных шоу и мерча. Также в обязанности агентства обычно входит обеспечение физической защиты и защита деловой репутации артистов, но подход тут у всех очень разный (особенно в вопросе комментирования личной жизни).
Надо отметить, что развлекательные агентства занимаются не только подготовкой кадров для к-поп сцены. В их подразделениях часто занимаются карьерой музыкантов, не выступающих в жанре к-поп, а также актёров, танцоров, моделей, ведущих, блогеров и иных деятелей индустрии развлечений.
Кто в ТОПе?
На сегодняшний день в Южной Корее можно выделить 4 крупнейших развлекательных агентства, в стенах которых уже более двух десятилетий готовят успешнейших представителей корейской поп-культуры:
SM Entertainment
Год основания: 1995
Основатель: Ли Су Ман
Под их руководством такие группы как EXO, TVXQ, Super Junior, SHINee, NCT, Red Velvet, Girls Generation, aespa, RIIZE и другие.
По моим наблюдениям, тут делают ставку прежде всего на мощную вокальную и танцевальную подготовку, а также красивую внешность. Очень по-разному подходят к защите айдолов от скандалов. Жесткие условия контрактов, особенно, когда они заключаются в первый раз.
JYP Entertainment
Год основания: 1997
Основатель: Пак Джинён (J.Y.Park)
Дом для TWICE, Stray Kids, 2PM, DAY6, ITZY, NMIXX, Xdinary Heroes и других. GOT7 были созданы в JYP, проработали в агентстве до истечения срока действия контракта и не стали его продлевать (полагаю, что из-за фокуса компании на продвижении Stray Kids). Также свою карьеру здесь начинал очень популярный соло-исполнитель Rain.
Заметила, что JYP заботятся о здоровье своих артистов и открыты к экспериментам (создание и успех Stray Kids тому подтверждение). А ещё, мне кажется, их артисты за границей сильно популярнее, чем в Корее. Если не изменяет память, у них также действует жесткий запрет на отношения в первые три года после дебюта.
YG Entertainment
Год основания: 1996
Основатель: Ян Хён Сок
Под их крылом находятся BLACKPINK, TREASURE, 2NE1, дуэт брата и сестры AKMU, новички BABYMONSTER и легенды BIGBANG (хотя сейчас от группы по факту ничего не осталось). Свою карьеру здесь начинали iKON, но не стали продлевать контракт, завершившийся в 2022м.
У YG довольно мощные рэперы в группах. Артисты реже, чем в других крупных компаниях, выпускают новую музыку. YG почти не защищают своих подопечных от скандалов и открыто проявляют фаворитизм. Опять же, это только мои наблюдения.
HYBE
Год основания: 2021 - HYBE, 2005 - Big Hit Entertainment
Основатель: Бан Шихёк
Это не просто агентство, а полноценная корпорация, недавно официально ставшая конгломератом* (те самые компании-чеболи). Под их крылом сейчас очень много артистов, поскольку за время существования HYBE стали материнской компанией для нескольких менее крупных агентств. Из основных артистов - BTS, Seventeen, TXT, Enhypen, New Jeans, TWS, fromis9, ILLIT и другие.
По моим наблюдениям - группы HYBE стараются активно экспериментировать с концептами своих камбэков (выпуск новой музыки), дают некоторым группам большую творческую свободу, производят очень много внемузыкального контента для продвижения своих артистов.
Надо отметить, что HYBE в этом списке своего рода новичок. До появления и масштабирования популярности BTS, эти агентства именовались как "большая тройка" - все они были основаны задолго до глобализации к-поп культуры, ещё до начала 2000х. И лишь после того как группа BTS "выстрелила" во второй половине 2010х, BigHitEntertainment ворвались на Олимп индустрии, превратившись из небольшого развлекательного агенства на грани закрытия в процветающую корпорацию.
Вне "большой четвёрки"
Агентства из большой четвёрки располагают огромными ресурсами, за счёт чего в их распоряжении лучшие авторы, продюсеры, композиторы, хореографы, режиссёры и тд. Однако, сегодня на слуху у к-поп фанатов огромное количество групп, которые находятся в агентствах, обладающих куда более скромными бюджетами и штатом.
Хочу отметить два агентства, чьи группы за прошедшие годы сумели поднять планку ожиданий для всего к-поп сообщества - KQ Entertanment (основана в 2016) и CUBE Entertainment (основана в 2006). В 2018м году KQ дебютировали ATEEZ, а CUBE - (G)I-DLE. Эти две группы сумели своим примером доказать, что уникальный музыкальный стиль (а у них он такой) способен проложить дорогу на самый верх и тем, кто находится вне большой четвёрки. Оговорюсь только, CUBE, хоть и не относится к большой четвёрке, но это компания с большой историей. Здесь свой путь начинали 4minute, CLC, BTOB и Beast (ныне Highlight).
Агентства - зло?
Не будем забывать: развлекательные агентства - прежде всего бизнес. А если мы говорим о Южной Корее, где конкуренция во всех сферах жизни просто зашкаливает, это - жестокий бизнес.
С одной стороны, компании вкладывают огромные деньги в обучение и продвижение стажёров, позволяя самым способным из них обеспечить себе светлое будущее в индустрии и заработать на жизнь за счёт рекламных контрактов, авторских отчислений и концертов.
С другой, во многом из-за особенностей восприятия айдолов фанатами корейской поп-культуры, компании вгоняют артистов в по-настоящему рабские рамки: диеты, пластические операции, запрет на личную жизнь, съемки и выступления в опасных условиях, игнорирование проблем со здоровьем, ненормированный график работы, необходимость следовать прописанному для артиста образу.
И это не говоря о том, что молодые айдолы в большинстве случаев вынуждены первые несколько лет своей деятельности работать, не получая зарплату (хорошо тем, кто из богатых семей). Потому что если и есть какой-то доход от деятельности артистов, он уходит на покрытие расходов компании на них, возникших во время стажировки.
Стать частью агентства = продать душу дьяволу отдать свою жизнь на несколько лет в эксклюзивное пользование огромной и беспощадной бизнес-машине, спорить с которой почти бесполезно.
И самое печальное: лишь единицы исполнителей могут похвастаться по-настоящему долгоиграющей карьерой в к-попе. Особенность этой индустрии состоит в том, что она процветает за счёт "свежей крови". Запросы к-поп аудитории год от года растут, требования меняются, а потому концептуально группы, сформированные в определенный период времени, теряют свою актуальность для широких масс в рамках 3-7 лет. По истечении этого срока с артистами остаются только самые преданные фанаты.
Как только компания видит падение популярности, она начинает искать способ вложить деньги эффективнее, что приводит к сокращению финансирования или полному прекращению работы над музыкальным проектом.
Если айдол успел заработать и открыть какой-нибудь свой бизнес за годы карьеры или, например, зарекомендовать себя в качестве актёра - отлично. Но практика показывает, что очень многие участники групп и соло-исполнители оказываются не в самой перспективной позиции после завершения контрактов. Многие заканчивают карьеру в индустрии и находят обычную работу. Кто-то, конечно, остаётся на сцене, переходя в новые компании, или за её пределами, как автор песен или хореограф.
Во многом это зависит от дальновидности артистов - образование, связи и (потенциально) накопления - весь их капитал в данной ситуации. Увы, бывают айдолы, которые из-за интенсивного периода стажировки в агентстве не в состоянии завершить даже обучение в школе.
И всё же привлекают..
Развлекательные агентства - основа к-попа. Тысячи молодых и перспективных девушек и парней стремятся пройти прослушивание в крупнейших компаниях, чтобы стать частью этой гигантской индустрии, способной как возвести на вершину успеха, так и растоптать - в считанные минуты. Они, как мотыльки на огонёк - знают, что могут сгореть, но всё же летят.
Успешные агенства - налаженный механизм, который функционирует исправно при наличии достаточного количества ресурсов и правильных условий "за бортом". Сложно предвидеть, "выстрелит" та или иная группа или исполнитель, это всегда риск. Но судя по тому, что индустрия который год процветает и лишь расширяет своё влияние и границы, говорить о закате к-попа ещё рано.
На сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца. Пишите в комментариях, стоит ли подробнее остановиться на истории крупнейших развлекательных агентств Южной Кореи? Если интересуетесь вопросом, как считаете, подход к менеджменту и продвижению артистов какой из компаний самый лучший, а какой самый худший, и почему?
До скорого!
*Формат конгломерата подразумевает головную компанию, в состав которой входят компании, ведущие деятельность в разных отраслях экономики.
#южная корея #айдолы #кпоп #корейская музыка #hybe #sm entertainment #бтс #блэкпинк #exo #твайс