Найти в Дзене
Алиса, всегда Алиса

Кто производит к-поп? О корейских развлекательных агентствах

Оглавление

Мы привыкли много и подробно говорить о к-поп артистах и их творчестве. Но не стоит забывать, что любые артисты и их творчество - результат совместного труда самих артистов и огромной команды, состоящей из профессионалов самых разных областей.

Намджун (BTS), Сухо (EXO), Джихё (TWICE), Дженни (Blackpink)
Намджун (BTS), Сухо (EXO), Джихё (TWICE), Дженни (Blackpink)

Сценические образы, репертуар, вокал, хореография, внемузыкальный контент, концерты, имидж, менеджмент айдолов и тд. - всё выстраивается под чутким контролем развлекательных агентств (на наш лад - продюсерский центр). Они инвестируют в обучение и продвижение артиста, чтобы в будущем получить прибыль и занять своё место под солнцем.

По сути своей развлекательные агентства - фабрики по "выпечке" будущих звёзд к-попа. Они отвечают за поиск талантов, их обучение, пиар, продвижение и весь контент, который выпускается под именем соло-исполнителей или групп: от музыки и видеоклипов до именных развлекательных шоу и мерча. Также в обязанности агентства обычно входит обеспечение физической защиты и защита деловой репутации артистов, но подход тут у всех очень разный (особенно в вопросе комментирования личной жизни).

Надо отметить, что развлекательные агентства занимаются не только подготовкой кадров для к-поп сцены. В их подразделениях часто занимаются карьерой музыкантов, не выступающих в жанре к-поп, а также актёров, танцоров, моделей, ведущих, блогеров и иных деятелей индустрии развлечений.

Кто в ТОПе?

Большая четвёрка - крупнейшие развлекательные агентства Южной Кореи: HYBE, SM Entertainment, JYP Entertainment и YG Entertainment
Большая четвёрка - крупнейшие развлекательные агентства Южной Кореи: HYBE, SM Entertainment, JYP Entertainment и YG Entertainment

На сегодняшний день в Южной Корее можно выделить 4 крупнейших развлекательных агентства, в стенах которых уже более двух десятилетий готовят успешнейших представителей корейской поп-культуры:

SM Entertainment

Год основания: 1995

Основатель: Ли Су Ман

Под их руководством такие группы как EXO, TVXQ, Super Junior, SHINee, NCT, Red Velvet, Girls Generation, aespa, RIIZE и другие.

По моим наблюдениям, тут делают ставку прежде всего на мощную вокальную и танцевальную подготовку, а также красивую внешность. Очень по-разному подходят к защите айдолов от скандалов. Жесткие условия контрактов, особенно, когда они заключаются в первый раз.

Ли Су Ман, вход в текущее здание SM, Ли Су Ман и группа SuperM, Ли Су Ман с группой H.O.T, которую принято считать первой айдол-группой в современном значении этого термина.
Ли Су Ман, вход в текущее здание SM, Ли Су Ман и группа SuperM, Ли Су Ман с группой H.O.T, которую принято считать первой айдол-группой в современном значении этого термина.

JYP Entertainment

Год основания: 1997

Основатель: Пак Джинён (J.Y.Park)

Дом для TWICE, Stray Kids, 2PM, DAY6, ITZY, NMIXX, Xdinary Heroes и других. GOT7 были созданы в JYP, проработали в агентстве до истечения срока действия контракта и не стали его продлевать (полагаю, что из-за фокуса компании на продвижении Stray Kids). Также свою карьеру здесь начинал очень популярный соло-исполнитель Rain.

Заметила, что JYP заботятся о здоровье своих артистов и открыты к экспериментам (создание и успех Stray Kids тому подтверждение). А ещё, мне кажется, их артисты за границей сильно популярнее, чем в Корее. Если не изменяет память, у них также действует жесткий запрет на отношения в первые три года после дебюта.

Пак Джинён, интерьер JYP, Пак Джинён и Стрей Кидс, Пак Джинён и Рейн
Пак Джинён, интерьер JYP, Пак Джинён и Стрей Кидс, Пак Джинён и Рейн

YG Entertainment

Год основания: 1996

Основатель: Ян Хён Сок

Под их крылом находятся BLACKPINK, TREASURE, 2NE1, дуэт брата и сестры AKMU, новички BABYMONSTER и легенды BIGBANG (хотя сейчас от группы по факту ничего не осталось). Свою карьеру здесь начинали iKON, но не стали продлевать контракт, завершившийся в 2022м.

У YG довольно мощные рэперы в группах. Артисты реже, чем в других крупных компаниях, выпускают новую музыку. YG почти не защищают своих подопечных от скандалов и открыто проявляют фаворитизм. Опять же, это только мои наблюдения.

Ян Хён Сок, интерьер YG, Ян Хён Сок и Блэкпинк, Ян Хён Сок и iKON
Ян Хён Сок, интерьер YG, Ян Хён Сок и Блэкпинк, Ян Хён Сок и iKON

HYBE

Год основания: 2021 - HYBE, 2005 - Big Hit Entertainment

Основатель: Бан Шихёк

Это не просто агентство, а полноценная корпорация, недавно официально ставшая конгломератом* (те самые компании-чеболи). Под их крылом сейчас очень много артистов, поскольку за время существования HYBE стали материнской компанией для нескольких менее крупных агентств. Из основных артистов - BTS, Seventeen, TXT, Enhypen, New Jeans, TWS, fromis9, ILLIT и другие.

По моим наблюдениям - группы HYBE стараются активно экспериментировать с концептами своих камбэков (выпуск новой музыки), дают некоторым группам большую творческую свободу, производят очень много внемузыкального контента для продвижения своих артистов.

Бан Шихёк, интерьер HYBE, Бан Шихёк с BTS, Бан Шихёк с Seventeen
Бан Шихёк, интерьер HYBE, Бан Шихёк с BTS, Бан Шихёк с Seventeen

Надо отметить, что HYBE в этом списке своего рода новичок. До появления и масштабирования популярности BTS, эти агентства именовались как "большая тройка" - все они были основаны задолго до глобализации к-поп культуры, ещё до начала 2000х. И лишь после того как группа BTS "выстрелила" во второй половине 2010х, BigHitEntertainment ворвались на Олимп индустрии, превратившись из небольшого развлекательного агенства на грани закрытия в процветающую корпорацию.

Вне "большой четвёрки"

Агентства из большой четвёрки располагают огромными ресурсами, за счёт чего в их распоряжении лучшие авторы, продюсеры, композиторы, хореографы, режиссёры и тд. Однако, сегодня на слуху у к-поп фанатов огромное количество групп, которые находятся в агентствах, обладающих куда более скромными бюджетами и штатом.

Здесь (за некоторым исключением) представлены основные относительно крупные корейские развлекательные агентства и лейблы (вне большой четвёрки), продвигающие к-поп артистов.
Здесь (за некоторым исключением) представлены основные относительно крупные корейские развлекательные агентства и лейблы (вне большой четвёрки), продвигающие к-поп артистов.

Хочу отметить два агентства, чьи группы за прошедшие годы сумели поднять планку ожиданий для всего к-поп сообщества - KQ Entertanment (основана в 2016) и CUBE Entertainment (основана в 2006). В 2018м году KQ дебютировали ATEEZ, а CUBE - (G)I-DLE. Эти две группы сумели своим примером доказать, что уникальный музыкальный стиль (а у них он такой) способен проложить дорогу на самый верх и тем, кто находится вне большой четвёрки. Оговорюсь только, CUBE, хоть и не относится к большой четвёрке, но это компания с большой историей. Здесь свой путь начинали 4minute, CLC, BTOB и Beast (ныне Highlight).

Ateez и (G)I-DLE
Ateez и (G)I-DLE

Агентства - зло?

Не будем забывать: развлекательные агентства - прежде всего бизнес. А если мы говорим о Южной Корее, где конкуренция во всех сферах жизни просто зашкаливает, это - жестокий бизнес.

С одной стороны, компании вкладывают огромные деньги в обучение и продвижение стажёров, позволяя самым способным из них обеспечить себе светлое будущее в индустрии и заработать на жизнь за счёт рекламных контрактов, авторских отчислений и концертов.

asepa
asepa

С другой, во многом из-за особенностей восприятия айдолов фанатами корейской поп-культуры, компании вгоняют артистов в по-настоящему рабские рамки: диеты, пластические операции, запрет на личную жизнь, съемки и выступления в опасных условиях, игнорирование проблем со здоровьем, ненормированный график работы, необходимость следовать прописанному для артиста образу.

GOT7
GOT7

И это не говоря о том, что молодые айдолы в большинстве случаев вынуждены первые несколько лет своей деятельности работать, не получая зарплату (хорошо тем, кто из богатых семей). Потому что если и есть какой-то доход от деятельности артистов, он уходит на покрытие расходов компании на них, возникших во время стажировки.

Группа NU'EST. В первые годы после дебюта участники ничего не зарабатывали, они были вынуждены жить на деньги родителей. И это не единичный случай.
Группа NU'EST. В первые годы после дебюта участники ничего не зарабатывали, они были вынуждены жить на деньги родителей. И это не единичный случай.

Стать частью агентства = продать душу дьяволу отдать свою жизнь на несколько лет в эксклюзивное пользование огромной и беспощадной бизнес-машине, спорить с которой почти бесполезно.

И самое печальное: лишь единицы исполнителей могут похвастаться по-настоящему долгоиграющей карьерой в к-попе. Особенность этой индустрии состоит в том, что она процветает за счёт "свежей крови". Запросы к-поп аудитории год от года растут, требования меняются, а потому концептуально группы, сформированные в определенный период времени, теряют свою актуальность для широких масс в рамках 3-7 лет. По истечении этого срока с артистами остаются только самые преданные фанаты.

2NE1
2NE1

Как только компания видит падение популярности, она начинает искать способ вложить деньги эффективнее, что приводит к сокращению финансирования или полному прекращению работы над музыкальным проектом.

CLC
CLC

Если айдол успел заработать и открыть какой-нибудь свой бизнес за годы карьеры или, например, зарекомендовать себя в качестве актёра - отлично. Но практика показывает, что очень многие участники групп и соло-исполнители оказываются не в самой перспективной позиции после завершения контрактов. Многие заканчивают карьеру в индустрии и находят обычную работу. Кто-то, конечно, остаётся на сцене, переходя в новые компании, или за её пределами, как автор песен или хореограф.

До Кён Су из EXO покинул SM Entertainment спустя 11 лет после дебюта и основал компанию Company SooSoo для собственного продвижения. Может себе позволить)
До Кён Су из EXO покинул SM Entertainment спустя 11 лет после дебюта и основал компанию Company SooSoo для собственного продвижения. Может себе позволить)

Во многом это зависит от дальновидности артистов - образование, связи и (потенциально) накопления - весь их капитал в данной ситуации. Увы, бывают айдолы, которые из-за интенсивного периода стажировки в агентстве не в состоянии завершить даже обучение в школе.

И всё же привлекают..

Развлекательные агентства - основа к-попа. Тысячи молодых и перспективных девушек и парней стремятся пройти прослушивание в крупнейших компаниях, чтобы стать частью этой гигантской индустрии, способной как возвести на вершину успеха, так и растоптать - в считанные минуты. Они, как мотыльки на огонёк - знают, что могут сгореть, но всё же летят.

ZE:A (в этой группе состоял очень известный актёр Пак Хён Шик)
ZE:A (в этой группе состоял очень известный актёр Пак Хён Шик)

Успешные агенства - налаженный механизм, который функционирует исправно при наличии достаточного количества ресурсов и правильных условий "за бортом". Сложно предвидеть, "выстрелит" та или иная группа или исполнитель, это всегда риск. Но судя по тому, что индустрия который год процветает и лишь расширяет своё влияние и границы, говорить о закате к-попа ещё рано.

На сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца. Пишите в комментариях, стоит ли подробнее остановиться на истории крупнейших развлекательных агентств Южной Кореи? Если интересуетесь вопросом, как считаете, подход к менеджменту и продвижению артистов какой из компаний самый лучший, а какой самый худший, и почему?

До скорого!

*Формат конгломерата подразумевает головную компанию, в состав которой входят компании, ведущие деятельность в разных отраслях экономики.

#южная корея #айдолы #кпоп #корейская музыка #hybe #sm entertainment #бтс #блэкпинк #exo #твайс