Найти тему

О глупом счастье и мудрой печали

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Ни дня без строчки

Опять на улице собирается дождь. Облака набегают на бездонную суть небес и пасмурно становится на душе. Интересно, что получится, если написать что-нибудь в таком состоянии. Попробую описать одну фотографию, которая давно уже лежит на моём рабочем столе...

...Возможно, все свои тома русский историк Василий Ключевский написал ради единственного вывода. Наш характер и историю сформировала наша природа. Наша душа стала её продолжением — широкая, терпеливая, внешне неподвижная, но в омутах и дремучих чащах которой таятся и божественная мудрость, и непредсказуемость, которая от лукавого.

Эту догадку можно продолжить так. Несомненно, что и внешность русского человека тоже сформировала природа, но больше — история. Вот два человека. Конечно, родных. И не кровь только я имею в виду.

Учёные теперь выяснили, что главное в родстве — некий набор генетических связей, наследственность. Ясно, что последнее слово произошло от понятия «наследство».

И вот оказывается, что исторический опыт накапливается таинственным образом в каких-то невероятных глубинах человеческого организма и может переходить из поколения в поколение. Так осуществляется необычайно важное — то. что называют прогрессом, эволюцией, движением времени, становлением человечества и прочими мудрёными, не стразу доступными разуму, словами. Так что происходит всё это, оказывается, вполне даже и едва ли ни материальным путём. Относится это и к наследству духовному, нравственному.

Этот не совсем квалифицированный экскурс в науку генетику понадобился мне, чтобы объяснить, почему так похож взгляд двух этих родных друг другу людей, одного из которых как бы уже коснулось святое преображение, а другой, как и все в таком возрасте, непременно верит в то. что бессмертен. Мы как-то привыкли, что вся наша история рассортирована по книжкам. Но ведь и в том, как глядит человек на мир, можно угадать историю народа. Даже будущую. Не потому ли печаль всезнания в глазах старика и девочки, что труден был и таким останется наш путь.

Знаю, нам долго ещё не будут завидовать люди с весёлыми глазами. Не знаю, как определить, хорошо это или плохо, но мы, как никто, научились жить надеждой. Мы, единственный народ, который умеет черпать из родников надежды живую воду. Счастливый сегодня может смеяться над этим и недоумевать. Но всякий, кто знал превратности судьбы, знает также, что счастье не бывает ни вечным, ни мудрым...