Найти тему
Раздатчик

Жуков от трагическом начале Второй мировой: чья вина, что в Отечественную мы оказались не готовы к битвам?

Оглавление

Когда сегодня многие говорят, что живут в историческое время, и устали от неопределенности и страхов, предлагаем им вспомнить, как жили в прошлом веке.

1914 год – Первая мировая война. Слабый царь в весьма смутными представлениями о жизни народа, Николай Второй втягивает Россию в кровопролитную бойню, окончательно исчерпавшую терпение россиян, что и привело к перевороту, навсегда изменившему ход истории.

1917 год – Февральская революция, отречение царя.

1919-1921 годы – война с Польшей.

1922 год – рождение СССР. Царская Россия окончательно закончилась.

1939 год – война с Финляндией.

1941-1945 годы – Вторая мировая, которая стала для нас Отечественной.

Это лишь малый и краткий список потрясений, что пережили люди того времени. Согласитесь, двадцать первый век будет поспокойнее, не смотря на все перемены и штормы?

Но в этой статье речь пойдет о маршале Жукове, фигуре исторически спорной, но, без сомнения, большой.

Мемуары главного маршала СССР – что оставил потомкам полководец?

Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что в военные годы, Жуков стал вторым именем этих трагических лет, после, конечно, Сталина. Его фигура огромной глыбой высится в СССР с 22 июня 1941 года, когда без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну.

Конечно, имея такой уникальный опыт, какой получил Жуков, маршал не мог не оставить мемуаров своим потомкам. Именно в них он с горечью рассуждает о том, почему же мы оказались не готовы к нападению врага. Ведь известно, как вязла в спешных перебросах техника, как не хватало лошадей, как люди вступали в бои с одной винтовкой на двадцать человек, и просто гибли, не в силах ничего поделать…

Конечно, народ имел свою голову на плечах, и пока официальные силы организовывались спешно и, порой, не ловко, вспыхивало пожаром ненависти к Третьему рейху партизанские движения, который потом не мало крови попортили врагу, и были, без преувеличения, третьим фронтом – после основного и тыла. Но все-таки…

Жуков в своих «воспоминаниях» пишет так: «Я не люблю вопроса почему мы оказались не готовы. Мне больно слышать его, еще больнее отвечать. Даже сейчас, когда мы победили, когда все осталось позади, мне горько. Я полагаю, что большая часть руководителей Наркомата обороны и Генштаба тех лет слишком «светлую» память имели о победе в Первой мировой. Этот опыт культивировался, канонизировался, как нечто священное и неоспоримое. Они, вроде бы, на словах, и понимали, что прошло время, что сменилось техническое оснащение, что все уже иначе, но по факту собирались воевать по старинке, как в Первую. Это стало фатальной ошибкой для нашего народа. Но мы победили – вопреки всему, победили!»
-2

Так кто же те самые ОНИ – «руководители Наркомата Генштаба, которые собирались воевать по-старому»?

Вопрос действительно не праздный, так как Жуков как-то туманно обобщает их, не называя имен. Хотя стране было бы и не плохо знать своих «героев» с приставкой «анти», если действительно виновны они. Второй не маловажный вопрос: что значит воевать по-старому? Делать упор на казацкую кавалерию, солдатам раздать пики? Передвигаться только на лошадях и мулах?

К войне СССР готовил Генеральный штаб. Так кто же тем сами таинственные ОНИ, которые во все виноваты по мнению Георгия Константиновича? Информация, кстати, совершенно не секретная, достаточно погуглить, если не помните. Итак:

-июль 1941 — май 1942 - руководителем Генштаба был Шапошников.

-май 1942 — февраль 1945 - на место начальника приходит Василевский.

-февраль 1945 — март 1946 - Антонов заведует Генштабом в последние месяцы войны, и удерживается на посту почти год.

Фамилии весьма и весьма значимые как в довоенные годы, так и во время самой войны.

Также Жуков в мемуарах отмечает, что «не было достаточно опытных кадров на момент нападения Германии, их ликвидировали в 1937—1939 годах». Последнее, кстати, куда более здравая мысль, чем первая, потому что сталинские «чистки» действительно уничтожили на корню не только голубую дворянскую кровь, кулацкую соль земли, но и многих военных, получивших огромнейших опыт в предыдущих войнах – от Первой мировой до Финской.

Нечего на зеркало пенять, коли у самого рыло в пуху.

Жукова критикуют не только сегодня. Еще в 1957 в газете «Правда» вышла статья о провалах маршала. Упомянуть такие мелочи, как взятия городов к праздникам ценой десятков тысяч жизней наших солдат, конечно, не решились, но многое все же обнародовали.

Начиналась статья с упоминания того, что Георгий Константинович многократно приписывал себе чужие успехи, тогда как о провалах своих тактично умалчивал.

С самого начала войны, когда он 22 июня 1941 года посылал Сталину директивы о решительных ударов наших по врагу, Жуков, кажется, вообще не понимал, что происходило на самом деле. Виной этому стал сокрушительный разгром на Западном фронте, которым и руководил тогда Жуков, в результате чего немцы взяли стратегически важный Смоленск.

Кстати, Сталин ему тот провал припомнил снятием с должности и отправкой командовать фронтом резерва.

Вторая Ржевско-Сычевская операция сорок второго тоже тот еще «успех» Жукова. Кстати, в мемуарах он скромно назвал результаты «неудовлетворительными». Ну, всего-то провалил наступление Западного и Калининского фронтов. Дело житейское, бывает. Итог – свыше двухсот тысяч человек убитыми.

-3

И таких косяков у пеняющего на мистических ИХ в Генштабе Георгия Константиновича – пальцев на руке перечислить не хватит. Так что, может и не стоит пенять на зеркало, коли у самого рыло в пуху.