Найти в Дзене

Биография Суворова. 48. События в Крыму и на Кубани (часть 6) На южных рубежах России. 1778 — 1779 гг.

Черкесы в XVIII веке.
Черкесы в XVIII веке.

Волнения в Крыму из-за переселения христиан идут на убыль. Зато поступают неприятные новости с Кубани.

Еще в апреле 1778 года, через несколько дней после отъезда генерал-поручика Суворова в Крым, горцы совершили разбойное нападение. Разобравшись, Александр Васильевич счел нужным назначить на Кубань новым командующим генерал-майора Райзера. Кандидатура нового командующего Кубанским корпусом была сомнительной изначально, но в момент назначения у Суворова под рукой не оказалось других свободных соискателей. Поэтому, на Кубань отряжен 50-летний Викентий Викентьевич Райзер, которому Александр Васильевич перед отъездом делает строгое наставление.

Однако, прибыв на место, Райзер вскоре отличается самым наихудшим образом. Вопреки распоряжению Суворова о том, чтобы сидеть исключительно в обороне на своем берегу Кубани, генерал-майор Райзер снаряжает экспедицию и подвергает разорению черкесское селение, озлобив его жителей. Через месяц один из подчиненных Райзера повторяет «подвиг» своего руководителя, подвергнув разорению еще одно селение горцев. В довершение ко всем этим событиям, генерал-майор Райзер умудрился нанести оскорбление сераскиру (главнокомандующему) кубанских прорусских ногайцев Арслан-гирею, который совместно с русской армией охранял кубанские рубежи России.

В результате, ожесточившиеся черкесы, в начале октября, совершают ответное разбойное нападение. Незаметно перейдя через обмелевшую Кубань, отряд из 300 горцев внезапно атакует русское укрепление и, несмотря на героизм защитников, наносит разгромное поражение. Через месяц — еще одно нападение. Крупный отряд черкесов делает еще одну вылазку через Кубань и неожиданно захватывает в плен большую группу русских солдат, отправившихся за водой. Никем не преследуемые, горцы спокойно переходят через Кубань обратно на свою сторону вместе с пленниками.

Разгневанный Суворов приказывает все эти вопиющие случаи расследовать и предать виноватых суду, а генерал-майора Райзера вызывает в Крым для объяснений. Понурый Райзер, представ перед грозными очами Александра Васильевича, попытался оправдаться, но получил строгий выговор, наказ сидеть тихо и лично контролировать дисциплину в подотчетном ему Кубанском корпусе. Сделав внушение, Суворов отпустил провинившегося Райзера, задумавшись однако о том, кем бы его можно при случае заменить?

В середине января 1779 года, как только выдалось свободное время, генерал-поручик Суворов сразу же едет в отпуск в Полтаву к семье. Жену Александр Васильевич находит хворой и измученной. В ноябре у нее был выкидыш. За предоставленные ему 10 дней, Суворов, устроив кое-как домашние дела и получив надежду на выздоровление Варвары Ивановны, вынужден экстренно выехать с инспекцией в Астрахань, по поручению фельдмаршала Румянцева-Задунайского.

В этот раз Александр Васильевич должен проинспектировать полностью всю южную линию укреплений Российской империи, протянувшуюся от Астрахани, на Кизляр, Моздок, потом на Кубань. По зимнему бездорожью в простой повозке всего за полтора месяца генерал-поручик Суворов осуществляет инспекцию. Во время осмотра, Александр Васильевич наводит порядок, а также, дает начальникам рекомендации по улучшению оборонительных сооружений.

По результатам инспекции, Александр Васильевич признает командующего Кубанским корпусом генерал-майора Райзера руководителем неспособным, не умеющим себя вести с подотчетными Империи ногайскими ханами, кроме того, крайне бездеятельным и отличающимся по выражению Суворова «оспалостью», то есть сонным состоянием. На основании всего этого, генерал-поручик Суворов снимает Райзера с должности и на его место назначает бригадира Гинцеля.

6 марта 1779 года Суворов в письме отчитывается фельдмаршалу Румянцеву об успешном завершении инспектирования южных рубежей Российской империи, признав границу в достаточной степени укрепленной, а сопредельные территории тихими и спокойными.