Содержание обсуждать бессмысленно.
Мнение о том, кто, что и как сделал/не сделал в 90-е и Навальный и те, у кого оно есть, менять не будут.
Да это и не важно.
Предъявленный документ не предназначен для настоящей дискуссии.
Это набор рефлексов политического животного.
Демонстрация требуемых средой сигналов.
Реализация целей, которые важны лично автору в нынешней ситуации.
Каковы же наиболее заметные из этих целей?
Информационные:
- Возвращение в актуальную повестку. Все знаковые персоны оппозиционного фланга обсуждают и реагируют. Автор в фокусе внимания всех групп нужной аудитории. Выглядит как провокация? Да. Так и задумывалось.
- Информационная кампания после суда. Замещение плохо раскрученного «последнего слова». Оставить "последнее слово" за собой важно всегда. В ситуации срыва традиционного стиля поведения - особенно.
- Запуск эмоциональной волны для дополнительной привязки к лояльной аудитории. Ненависть – сильное слово. Оно цепляет. Сторонники вновь испытывают утерянные было чувства. Игра на настроениях удается.
Идеологические
- Закрепление установок, представлений, мифов и фобий группировки и даже поколения в целом. Лучший способ – провоцирование претензий к тем, кто оказался более успешен, кто «своровал до нас». Про настоящее все понятно. Говорилось много раз. Выбирается прошлое. Паразитирование на «лихих 90-х» для оппозиции не менее продуктивно.
Технологические
- Сигнал потенциальным партнерам по антивластной коалиции. Нужные сигналы уловят и патриоты, и левые. Самое важное было донести «у нас общие враги – Ельцин, Чубайс, Таня-Валя».
Политические
- Атака на альтернативный центр влияния в оппозиционной среде. Маркировка для своих: Ходорковский** не только занял неправильную «соглашательскую позицию», а еще в 90-е «ураганил и отнял у нас будущее». Снижается ценность альтернативного проекта, способного привлекать западных спонсоров.
- Унижение возможных попутчиков, готовых на сотрудничество с конкурентами. Демонстрация силы и презрения к слабым союзникам по лагерю – прием, столь же эффективный, сколь и безопасный. Не стоит со мной ссориться – посмотрите на тех, кто недостаточно лоялен. При случае наеду, как каток, - сигнализирует автор.
- Компенсация провала (ошибки) соратника. Наезд на олигархов из гайдаровского правительства следует после скандала с письмом Волкова** в поддержку снятия с одного из них санкций.
Персональные
- Защита Волкова от обидевшего его Веника. Месть за публикацию и раскрутку письма в поддержку снятия санкций с олигархов.
- Поддержка знаковых персон. Гуриева ** не читал, но рекомендую.
- Фиксация моральной правоты и чистоты. Нельзя идти на компромиссы с теми, кто когда-то играл в одни игры с властью. Определение себя как морального авторитета.
К чему это?
Политические животные никогда не тратят силы на простые шаги.
Вот и в данном случае, всего один плохо написанный, изобилующий штампами, домыслами и откровенными обманами «манифест», а скольких целей сразу достиг.
*Признан экстремистом и террористом
** Признан иноагентом