Гитлер в своем манифесте провозгласил: «Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства».
Победы в Польше и Франции вселили в Гитлера и некоторых из его высшего военного командования самоуверенность в том, что Германия наверняка победит Россию.
Однако в конце 1941 года немецкий генеральный штаб узнал о мощи смертоносных советских танков Т-34, которые просто превосходили танки Panzer III и Panzer IV, которые составляли основу нацистской немецкой армии.
В первые годы нацистского завоевания Западной Европы Panzer III объединились с Panzer IV, при этом Panzer III, вооруженный 37-мм пушкой KwK L/46,5 и стрелявший бронебойными снарядами, действовал как истребитель танков, а Panzer IV оказывал поддержку, используя свою 75-мм гаубицу, стреляющую осколочными взрывчатыми веществами для уничтожения целей с мягкой обшивкой, таких как вражеские противотанковые орудия.
Несмотря на то, что ни один из этих двух танков не обладал лучшей броневой защитой или противотанковым вооружением, их скорость в сочетании с мастерством экипажей танков позволили вести наступление через Францию, Голландию, Балканы и Северную Африку.
Все изменилось после того, как нацистские войска вторглись в Советский Союз, и советская армия выставила на вооружение свои танки Т-34, которые обладали рядом конструктивных особенностей, значительно опередивших свое время, и могли взорвать немецкие танки.
Новая бронемашина была оснащена отличной 76-мм скорострельной пушкой, которая, как известно, была способна поразить любой танк в мире в то время, и развивала крейсерскую скорость более 70 километров в час.
Стандартные противотанковые орудия немцев не могли пробить толстую наклонную броню Т-34 выстрелом в лоб, а танки Panzer IV с их короткоствольной пушкой могли пробить новый советский танк, но только в том случае, если они могли успешно тянуть от флангового или заднего выстрела.
Немецкий фельдмаршал времен Второй мировой войны Эвальд фон Клейст назвал Т-34 «лучшим танком в мире».
Это угрюмое осознание почти непобедимости Т-34 вызвало срочную потребность в новой конструкции для противодействия Т-34, и программа Panzer V стала главным приоритетом.
Daimler-Benz (теперь Mercedes-Benz) и Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG (MAN) предложили проект в апреле 1942 года, и в конечном итоге был выбран проект MAN, поскольку в нем использовались существующие конструкции башни, что означало, что его можно было внедрить в производство намного быстрее.
В сентябре 1942 года началось производство средних танков «Пантера», но их количество было крайне ограничено из-за задержек, вызванных отсутствием специализированных станков. К декабрю производство было расширено.
К 1943 году заводы производили в среднем 148 танков Panzer V Panther в месяц.
Первоначально предполагалось, что танк будет весить 30 тонн, но Гитлер потребовал дополнительной брони и более тяжелой пушки, поэтому в итоге он весил почти 50 тонн. Толщина брони машины составляла от 1,2 до 4,3 дюйма.
Основным вооружением «Пантеры» была длинноствольная 75-мм пушка, вспомогательным вооружением были три 7,92-мм пулемета MG34 — один спаренный, один зенитный и один в передней части корпуса. Танк мог нести 79 патронов к основному орудию.
У него был экипаж из 5 человек, включая водителя, радиста, наводчика, заряжающего и командира. Трое членов экипажа размещались в массивной башне.
Оснащенный 12-цилиндровым дизельным двигателем Maybach HL 230 мощностью 700 лошадиных сил, танк мог развивать максимальную скорость по шоссе 78 километров в час и запас хода 177 километров.
«Пантеры» впервые участвовали в бою в Курской битве — великом столкновении между нацистской Германией и Советским Союзом, в котором участвовало крупнейшее танковое сражение в истории человечества.
Первоначально они вызывали множество проблем: ломались системы подвески, перегревались и возгорались двигатели. В том бою из-за механических проблем погибло больше танков «Пантера», чем было повреждено в бою.
Признавая прочность лобовой брони и вооружения, немецкий командующий бронетехникой Хайнц Гудериан позже отмечал, что ранние модели танков «Пантера» «слишком легко сгорали, топливная и масляная системы были недостаточно защищены, а экипажи гибли из-за отсутствия подготовки».
Большинство этих механических проблем было устранено к концу 1943 года, и к июню 1944 года «Пантера» составляла половину немецких передовых танков.
76-мм орудия российских танков Т-34 были неэффективны против толстой лобовой брони танков «Пантера», тогда как орудия танков «Пантера» могли пробить броню Т-34 со всех сторон.
«Пантеры» также отличались гораздо более сложной системой подвески, чем у российского Т-34. Они имели торсионы и 18 перекрывающихся звеньев, а также опорные колеса с обеих сторон. Широкие гусеницы позволяли равномерно распределять вес «Пантеры» при движении по мягкому грунту.
Был также улучшенный вариант, оснащенный дополнительной бронезащитой и улучшенной силовой передачей с лучшей обработкой выхлопа, однако производство всех моделей шло медленно, и их просто никогда не было в достаточном количестве, чтобы иметь серьезное значение для поле битвы.
Во время войны было построено всего около 6000 «Пантер» по сравнению с 60 000 танков Т-34, произведенных Советским Союзом, что подтверждает точку зрения, сделанную Иосифом Сталиным, когда он заметил: «Количество имеет собственное качество».
Советский Союз с его огромной промышленной мощью в конце концов победил нацистскую Германию в производственной битве.
После окончания Второй мировой войны Франция приобрела 50 средних танков «Пантера» и передала их в состав 503-го боевого полка, где они использовались до начала 1950-х годов. Швеция эксплуатировала один средний танк для испытаний до 1961 года.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Во главе с бомбардировщиками Ту-95МС Россия проводит массированную волновую атаку на авиабазу Су-24МР