Найти в Дзене
История и культура Евразии

Происхождение славян - Черняховская культура

В конце II века н.э. в Севернопричерноморском регионе складывается Черняховская культура. В III–IV веках её территория уже простиралась от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке.

Это культура с развитыми металлообработкой, гончарным производством и другими ремеслами. Черняховцы жили в селищах, вблизи воды. Жилища располагались в два или три ряда вдоль береговой линии. Хозяйственные и жилые помещения в виде полуземлянок под одной крышей. Провизию хранили в ямах под навесом. В селищах были и большие дома для общественных собраний.

Также встречаются каменные дома с огороженными стенами дворами. Видимо принадлежали выходцам скифского происхождения из античных городов Причерноморья.

Черняховцы хоронили усопших разными способами - от трупоположения до сожжения. Это говорит о различном этническом составе Черняховской культуры.

Черняховцы были отличными гончарами. Сама техника гончарного дела принесена из Пшеворской культуры.

Гончарная керамика Черняховской культуры 1 — Губинцы; 2–9 — Черняхов; 10 — Журавка; 11 — Рыжевка. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Гончарная керамика Черняховской культуры 1 — Губинцы; 2–9 — Черняхов; 10 — Журавка; 11 — Рыжевка. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

Гончарная и лепная посуда Черняховской культуры имеют сходства в своем внешнем виде. Возникает впечатление, что лепная керамика часто подражает гончарной посуде, и наоборот, гончары-ремесленники часто придерживаются традиций домашнего производства. Это указывает на взаимное влияние и обмен опытом между различными видами производства керамики в Черняховской культуре.

Лепная керамика черняховской культуры 1–3, 5, 6, 9 — Черепин; 4, 8, 10–12, 14 — Бовшев-2; 7 — Городница; 13 — Ракобуты. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Лепная керамика черняховской культуры 1–3, 5, 6, 9 — Черепин; 4, 8, 10–12, 14 — Бовшев-2; 7 — Городница; 13 — Ракобуты. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

В экономике Черняховского населения основным занятием были земледелие и скотоводство. Археологические находки из железа свидетельствуют о использовании различных сельскохозяйственных инструментов, таких как наральники, чересла, мотыжки, косы и серпы. Изображения коня и вола, тянущих плуги, можно встретить на глиняных сосудах. Для обработки почвы использовались как легкие, так и тяжелые плуги, которые позволяли не только рыхлить землю, но и переворачивать верхние слои почвы.

Исследования показывают, что Черняховское население занималось выращиванием различных хлебных культур, таких как пшеница, ячмень, просо, овес и горох. Кроме того, они также выращивали лен, коноплю и овощные культуры. Однако основным продуктом земледелия были зерновые. Важно отметить, что хлеб также являлся предметом импорта.

Археологические находки, включая множество зерновых ям на поселениях, некоторые из которых могли вмещать до 12 центнеров пшеницы, свидетельствуют об изобилии хлеба в Черняховской культуре. Это указывает на значительное значение хлеба в их пищевой системе и экономике.

Железные серпы и начальники Черняховской культуры 1 — Обухов; 2 — Хлопков; 3 — Викины Великие; 4 — Волошское; 5 — Рипнев-2; 6 — Тилигуло-Березанка; 7 — Пряжев. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Железные серпы и начальники Черняховской культуры 1 — Обухов; 2 — Хлопков; 3 — Викины Великие; 4 — Волошское; 5 — Рипнев-2; 6 — Тилигуло-Березанка; 7 — Пряжев. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

Черняховцы были искусными ювелирами, использовавшими передовые достижения кельтов и сармат.

Фибулы, пряжки и гребни Черняховской культуры 1–11, 13, 16 — бронза; 12, 14, 15, 17 — кость. 1 — Курники; 2, 10 — Ружичанка; 3 — Обухов-1а; 4 — Пряжев; 5–7, 11, 13 — Косаново; 8 — Ново-Александровка; 9 — Черняхов; 12 — Лепесовка; 14 — Переяслав-Хмельницкий; 15 — Гавриловка; 16 — Раковец; 17 — Журавка. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Фибулы, пряжки и гребни Черняховской культуры 1–11, 13, 16 — бронза; 12, 14, 15, 17 — кость. 1 — Курники; 2, 10 — Ружичанка; 3 — Обухов-1а; 4 — Пряжев; 5–7, 11, 13 — Косаново; 8 — Ново-Александровка; 9 — Черняхов; 12 — Лепесовка; 14 — Переяслав-Хмельницкий; 15 — Гавриловка; 16 — Раковец; 17 — Журавка. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

Черняховское население активно развивало торговые связи с соседними землями, особенно с позднеантичными центрами Причерноморья. В их материалах обнаружили различные импортные предметы, такие как амфоры, краснолаковая и красноглиняная столовая посуда, изделия из стекла, включая кубки для питья, и металлическая посуда. В черняховских поселениях и погребениях также большое количество римских монет, что указывает на тесные торговые связи с римским миром. Очевидно, основным объектом экспорта черняховского населения была продукция сельского хозяйства.

Черняховское общество достигло значительных успехов в развитии сельского хозяйства, внедряя новые технологии, такие как плуги с железными наконечниками и череслами, а также ротационные жернова. Ремесленное производство, особенно гончарство и металлообработка, также было на высоком уровне. Все это позволило черняховскому обществу достичь экономического расцвета. Они успешно усваивали производственные и технологические достижения римской провинции.

Археологические находки также свидетельствуют о процессах социального расслоения в черняховском обществе. При анализе могильных памятников можно выделить захоронения вождей, жрецов и воинов-дружинников. Черняховское общество, подобно пшеворскому, находилось на стадии военной демократии.

В этническом плане в состав Черняховской культуры входили племена пшеворской, пшеворско-зарубинецкой культур, ираноязычные сарматы, скифы и фракийские гето-даки. При этом в культурном плане преобладали сарматы, о чем свидетельствуют многочисленные захоронения с деформированными прижизненно черепами, характерными для сарматов. А также обычай сыпать в могилы золу, так как именно среди сармат был культ огня.

Этнокультурная ситуация в Северном Причерноморье накануне сложения черняховской культуры а — памятники пшеворской культуры; 6 — сарматов; в — гето-дакийских племён; г — позднезарубинецкой культуры; д — регионы позднескифской культуры; е — ареал культуры штрихованной керамики; ж — днепро-двинской культуры; з — верхнеокской культуры; и — городецкой культуры. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Этнокультурная ситуация в Северном Причерноморье накануне сложения черняховской культуры а — памятники пшеворской культуры; 6 — сарматов; в — гето-дакийских племён; г — позднезарубинецкой культуры; д — регионы позднескифской культуры; е — ареал культуры штрихованной керамики; ж — днепро-двинской культуры; з — верхнеокской культуры; и — городецкой культуры. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

На западе ареала распространения - в Прутско-Днестровском междуречье черняховцы контактируют с вельбарцами - то есть готами. При этом наблюдается поглощение черняховцами готов и включения их в свой этнический состав. А не наоборот! В первой половине III века черняховцы начали мощное продвижение на юг и юго-восток.

Первый этап становления Черняховской культуры а — ареал пшеворской культуры в I–II вв. н. э.; б — памятники пшеворской культуры времени становления Черняховской культуры; в — памятники вельбарской культуры первого этапа; г — ранние памятники черняховской культуры (фаза 1, по Е. Л. Гороховскому); д — памятники сарматов; е — регионы позднескифской культуры; ж — ареал балтских племен; з — ареал поволжских финнов. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Первый этап становления Черняховской культуры а — ареал пшеворской культуры в I–II вв. н. э.; б — памятники пшеворской культуры времени становления Черняховской культуры; в — памятники вельбарской культуры первого этапа; г — ранние памятники черняховской культуры (фаза 1, по Е. Л. Гороховскому); д — памятники сарматов; е — регионы позднескифской культуры; ж — ареал балтских племен; з — ареал поволжских финнов. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

Затем происходит продвижение черняховцев и на нижний Днестр.

Второй этап эволюции Черняховской культуры а — памятники черняховской культуры второго этапа (по Е. Л. Гороховскому); б — общая граница черняховской культуры; в — памятники сарматов; г — регионы позднескифской культуры; д — ареал вельбарской культуры; е — пшеворской культуры; ж — территория балтов; з — поволжских финнов. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Второй этап эволюции Черняховской культуры а — памятники черняховской культуры второго этапа (по Е. Л. Гороховскому); б — общая граница черняховской культуры; в — памятники сарматов; г — регионы позднескифской культуры; д — ареал вельбарской культуры; е — пшеворской культуры; ж — территория балтов; з — поволжских финнов. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

Но затем, в середине III века н.э. на земли черняховцев из Повисленья наступают готы смешанные с протославянами и кельтами пшеворской культуры. Их было много. И хоть уступали черняховцам в мобильности (в основном пехота) однако побеждали их многочисленностью.

Черняховцы отступают, рассеиваясь на огромных просторах от нижнего Дуная на западе до Днепровского лесостепного левобережья на востоке. Какая-то часть черняховцев (в основном сарматы) вытеснила скифо-протославянское население Киевской культуры и осела на их землях.

Распространение сарматских элементов в памятниках черняховской культуры а — могильники с подбойными захоронениями; б — погребения с деформированными черепами; в — некрополи с могилами с жертвенными животными; г — с могилами с кусками мела; д — с кучками мелких камней; е — могильники, в которых открыты захоронения, сопровождавшиеся более чем пятью сосудами; ж — ареал черняховской культуры. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Распространение сарматских элементов в памятниках черняховской культуры а — могильники с подбойными захоронениями; б — погребения с деформированными черепами; в — некрополи с могилами с жертвенными животными; г — с могилами с кусками мела; д — с кучками мелких камней; е — могильники, в которых открыты захоронения, сопровождавшиеся более чем пятью сосудами; ж — ареал черняховской культуры. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

Также происходит смешение пшеворской культуры с черняховской. Это говорит о том, что этническое наполнение обоих культур было протославянским. И хоть пшеворцы политически входили в германскую общность, а черняховцы в сарматскую, но зов крови общих предков возобладал.

Однако с приходом готов на земли черняховцев тем пришлось принимать их формы общественного устройства. Так, вместо кочевых сходок в ритуальных местах (обычно места захоронения знаменитых предков) общины протославян для решения общих вопросов стали собираться в "длинных домах" по образцу германских.

Распространение германских элементов в памятниках Черняховской культуры а — памятники с находками вельбарской керамики; б — поселения, в которых исследованы «длинные дома» северноевропейского облика; в — могильники с захоронениями, в которых найдены кости птиц; г — могильники, в которых в погребениях зафиксировано применение камня; д — места находок предметов с руническими знаками; е — могильники, в которых выявлены ритуальные ямы, сопоставимые с вельбарскими; ж — ареал Черняховской культуры. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13
Распространение германских элементов в памятниках Черняховской культуры а — памятники с находками вельбарской керамики; б — поселения, в которых исследованы «длинные дома» северноевропейского облика; в — могильники с захоронениями, в которых найдены кости птиц; г — могильники, в которых в погребениях зафиксировано применение камня; д — места находок предметов с руническими знаками; е — могильники, в которых выявлены ритуальные ямы, сопоставимые с вельбарскими; ж — ареал Черняховской культуры. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/13

При этом, первоначально готское население жило в Подунавье - это вестготы. Те готы, которые покорили черняховцев до реки Дон стали называться остготами. Культурные различия между обоими ветвями германцев были огромными, так как вестготы находились в ареале романской гето-дакийской культуры. А остготы в ареале скифо-сарматского менталитета и быта.

Даже королевские династии у вестготов назывались Балтами, а у остготов - Амалы (явно тюрко-иранское произношение). В то же время, в военно-политическом отношении и остготы и вестготы выступали вместе, в том числе в походы. При этом, вестготы считались "старшими братьями", что по видимому связано с тем, что расселение готов в Причерноморье началось из их земель.

https://rudalle.ru/check_kandinsky22/849f78ee-b68d-4b7e-add2-4ac7f3675edf#
https://rudalle.ru/check_kandinsky22/849f78ee-b68d-4b7e-add2-4ac7f3675edf#