Последние данные по поводу недобора ВУЗов: недобор меньше, чем в прошлом году, но «Известия» пишут, что в региональных ВУЗах на целевые места - например, в Пермском медицинском университете - на две трети только занято; Аграрный университет - целая квота составила 137 мест, а поступило всего 18 человек. При том, что у нас аграрии на подъеме, и аграрные власти говорят, что нужны кадры, агрономы, грамотные люди, которые будут работать на земле. Перспективы есть, куда расти, но все равно не идут. Возможно, ситуация исправится; наверное, нужно больше рекламировать эти направления и специальности, а не просто говорить, что финансисты и менеджеры не нужны, а кто нужны? Вот нужны.
Сергей Михеев: Тут две фундаментальные вещи, про которые мы периодически говорим. Первое: наличие рабочих мест с хорошей зарплатой и возможность устроиться на земле. Потому что зарплаты мало. «Давай, милок, ты будешь агрономом». Что агрономом? Где агрономом? Конкретно что и куда? Так как государство этим не управляет, а занимается частный бизнес, то непонятно, куда податься.
Второе: захотел человек стать агрономом. Но у нас основная масса населения живет в городах. Ему принять решение, чтобы переселиться куда-то на землю, очень тяжело. Для этого ему нужно разъяснять, помогать, давать какие-то подъёмные. Тут зарплаты просто мало. Он приедет в поле и что? «Здравствуйте, я ваша тетя». Ты сел на землю и сидишь. То есть, этому парню или этой девушке надо помочь с жильем, с адаптацией к действительности и т.д.
И последнее, самое важное: целым поколениям отбили охоту к работе как таковой, и в их системе мечтаний это никак не встраивается. Одна из проблем заключается в урбанизации - село опустело. Раньше кто, в основном, оставался работать? Тот, кто там вырос. Он знает, что это, он видит, он в навозе копался с детства. Для него это не проблема. Или хотя бы человек из районного центра, который всё время выезжает в сельскую местность. А для молодёжи из большого города, тем более, которой последние 30 лет внушали совершенно другой идеал жизни, это очень трудное решение. Чтобы это всё перекроить, нужна очень комплексная стратегия, в первую очередь, касающаяся популяризации труда как такового, и сельского труда тоже.
И не только. Вы говорили про недобор на многие очень востребованные специальности. И это, конечно, система жизненных ориентиров и предпочтений. В своё время, когда надо было поднимать сельское хозяйство, создавали специальные программы в Советском Союзе, которые способствовали переселению. Начиная от пропаганды, заканчивая помощью с подъёмными. Например, одно время ценных специалистов - сельскохозяйственных, трактористов, работавших на моторно-тракторных станциях - не брали в армию. Они работали на земле, они были нужны. Но это только государственная политика может быть. А сейчас: «Давайте скажем, что это нужно. Они сами и поедут». А вот и не поедут! Это какое-то безответственное отношение. Стратегии не хватает.