Найти в Дзене
Сергей Михеев

Главная проблема – жадность

Ставка 12% годовых, которая сейчас объявлена Центробанком, означает, наверное, ипотеку от 16 и выше годовых. По сути, будет неподъемная ипотека для большинства россиян. И в Госдуме придумали интересный ход. Там подсчитали, что, ссылаясь на данные Минстроя, сейчас в России 70 млн квадратных метров нераспроданного жилья. В то же время 800 000 человек стоят в очереди на получение квартир от государства. В Госдуме был проведен несложный арифметический маневр, и подсчитали, что, если этим людям, даже по нормативу 18 квадратных метров на каждого, отдать нераспроданное жилье, получится всего 15 млн квадратных метров жилья. То есть останется еще 55 млн не распродано. Речь не про то, что государство могло бы взять на себя такую функцию, выкупить по какой-то цене (может быть фиксированной) и таким образом за год-два текущую проблему очередников решить. Как утверждают в Госдуме, многодетные семьи, люди с Крайнего Севера, инвалиды, сироты, пенсионеры получат свои квартиры уже в ближайшее время, и застройщики какую-то копеечку получат. Вот такое предложение. Но, наверное, выезжающим с Крайнего Севера придется ехать в Москву или Подмосковье, потому что здесь подавляющее большинство нераспроданных квартир - здесь больше всего строится.

Сергей Михеев: Главная проблема даже не это, а жадность. Жадность не позволит. Во-первых, это нарушение рыночного принципа. А рынок – это то, на что «надо молиться». Кстати, интересно вот что. Вы сказали: 70 млн нераспроданного жилья! Мы периодически слышим бравурные отчёты: «Введено в строй столько-то миллионов квадратных метров жилья», а они стоят. Это ж не то, что в Советском Союзе, когда квадратные метры раздавали бесплатно. Да, вы построили, но вы же их никому не подарили. Вы же продаёте их за деньги, и, пока не купят, вам совершенно всё равно.

А к чему тогда отчёты насчёт того, что «строительная отрасль вводит и вводит квартиры». Куда она их вводит, если 70 млн просто пустуют, потому что на них нет платёжеспособного спроса? Это первое.

Второе: инициатива была бы неплоха с точки зрения улучшения образа государства в глазах наших граждан. Потому что это, мне кажется, и называется социальная справедливость. Многолетнее стояние в очередях - это, конечно, вещь, которая огромное количество людей страшно тяготит. В свое время мы с моей семьей сами стояли 11 лет на очереди и ничего не получили. Но, правда, это еще в те «благословенные» 2000-е годы. Причём несколько раз мы вроде бы по этой очереди как многодетные уже подходили. Я прихожу, а мне говорят: «Ой, а Вы не так тут запятую поставили». Потом я смотрю список, кто получил: там люди, которые были в самом конце, причем иногда с «неместными» фамилиями вдруг получают эти квадратные метры, а мы нет. То есть, это просто коррупция. Кто-то дал взятку. Но я в какой-то момент понял, что ждать бессмысленно: сам себе не поможешь - никто тебе не поможет.

Вроде бы с тех пор чуть-чуть и улучшилась ситуация, но есть большое количество очередников. Если бы государство сделало такой шаг навстречу, мне кажется, это было бы очень положительно воспринято в обществе. И для многих это был бы очень хороший старт в будущее, тем более, что среди очередников большое количество многодетных и малоимущих. Это было бы шагом справедливости, если бы государство выкупило хотя бы самые дешёвые из этих квартир. Да, есть проблема, состоящая в том, что эти метры могут быть в одном месте, а очередники в другом. Но хотя бы если бы в пределах одного региона, частично эта проблема бы решалась.

Но, я думаю, дальше таких предложений дело, скорее всего, не пойдёт, потому что скажут, что это противоречит рыночной экономике. Государство вряд ли по рыночной цене захочет выкупать, а продавец вряд ли захочет продавать по нерыночной. Вот и всё. «Пусть лучше эти квартирки будут стоять и ждать своих покупателей, а люди будут ждать в очереди». Во времена Великой депрессии молоко в океан в Америке выливали - лишь бы не продавать его по более низкой цене, а держать цену рынка. Ясно, что, если государство начнёт выкупать, это приведёт к падению цен на рынке жилья. Они пойдут вниз, и начнутся стоны насчёт того, что «Ой-ой-ой, караул! Строительная отрасль умирает». С точки зрения людей, с точки зрения отношений между государством и людьми, это было бы очень неплохо. Решение жилищной проблемы – это такая вещь, которая уже столько лет висит и висит. Да, большое количество людей уже давно плюнуло на эти очереди и пошли по пути кредитов. Берут кредиты и сами себе вешают это ярмо на шею, не надеясь ни на кого. А многие из тех, кто остались в очереди, в принципе не могут взять никаких кредитов. Поэтому я думаю, что, если исследовать этот вопрос, если бы государство так поступило, это было бы воспринято людьми очень положительно.