Сегодня стадионным концертом никого уже не удивишь. Но были времена, когда всё было впервые. Вы уже сами догадались, кому довелось сделать первый шаг. Новая эпоха началась 15 августа 1965 года, когда «Битлз» выступили на стадионе Шей в Нью-Йорке. Кричащие девушки легко заглушили акустику стадиона!
В 1957 году Билл Хейли прокатился со стадионным турне по Австралии, но только «Битлз» смогли позволить себе подобное в Америке. Стадионы предназначены для занятий спортом, а не для концертов. Так зачем играть на огромной арене, а не в уютном театре или в зале, рассчитанном на музыку? Вместимость. Самые крупные крытые площадки вмещают около 20 тысяч человек. На стадионе Шей — 56 тысяч мест. И все их заполнили «Битлз».
Битломания поразила Америку в феврале 1964 года, когда битлы выпустили хит Номер 1 «I Want To Hold Your Hand» и выступили на шоу Эда Салливана на многомиллионную аудиторию. С этих пор каждый их приезд в США сопровождала эйфория, граничащая с истерией.
К августу 1965 года у них было восемь американских хитов Номер 1. Концерт на стадионе Шей положил начало новому турне: в последний раз «Битлз» выступали в США в сентябре 1964 года. Не было сомнений, что это будет грандиозно!
«Битлз» доставили к ближайшему зданию на вертолёте и на бронированном автомобиле привезли к боковому проходу на стадион. Концерт начался в 20 часов с бейсбольной традиции — исполнения гимна страны. Далее последовали разогревающие выступления. Наконец, в 9 часов 15 минут Эд Салливан представил главных звёзд вечера!
Это видео позволяет оценить масштабы события. Набитые молодёжью трибуны, вопящие девчонки, затыкающий уши полисмен... И четверо парней, которые сами не верят, что такое вообще возможно. А потом по старой памяти врубающие «Twist and Shout».
Это и правда был безумный концерт! Несколько фанатов прорвали оборону и бросились на поле, но их быстро поймали, прежде чем они успели приблизиться к своим героям. За полчаса «Битлз» исполнили 12 песен, в том числе свой последний хит «Help!»
Звуковая система стадиона не могла переорать толпу, которая, по оценкам журналистов, на 75% состояла из девочек-подростков, кричащих как сумасшедшие. Публика толком ничего не слышала, а «Битлз» толком не слышали самих себя. Именно такие концерты впоследствии привели их к решению отказаться от гастролей. В таких условиях невозможно развиваться и получать удовольствие от творчества!
С точки зрения акустики это была катастрофа, но с точки зрения логистики всё прошло спокойно, без каких-либо серьёзных инцидентов. Концерт принёс 304 тысяч долларов дохода, из которых около 160 тысяч достались «Битлз». Вердикт: стадионный рок — победитель!
Под влиянием абсурда происходящего битлы под конец начали смеяться и дурачиться. Во время финального номера «I'm Down» Джон Леннон играл на органе локтем. Всё равно ничего не слышно!
«Битлз» ещё несколько раз сыграли на бейсбольных стадионах. Через год они вернулись и на стадион Шей, но на этот раз были распроданы всего 45 тысяч билетов. Теперь они могли слышать себя, как и публика, даже когда Пол Маккартни пел «Yesterday». Шесть дней спустя в в Сан-Франциско битлы отыграли последний в своей карьере оплаченный концерт, навсегда отказавшись от гастролей, чтобы сосредоточиться на создании музыки в студии.
В течение следующих нескольких лет звуковые системы на спортивных аренах будут усилены. Эра стадионного рока начнётся с Led Zeppelin, Queen и Kiss, регулярно выступавших перед огромными толпами. Но первопроходцами были они — четыре парня из Ливерпуля.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!