Найти в Дзене
klapan1-2

Россия в Африке - дебюты. Граф Эфиопский деждазмач Николай Леонтьев.

Позднее в эфиопской армии звание «деджазмач» было приравнено к «генерал-полковнику». А пока… «Из желания показать всему миру, что мы, русские, можем служить родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке» отставной поручик Уманского казачьего полка ККВ (ох уж эти казаки–«отставники», с 3000 десятин земли в херсонских степях) Николай Леонтьев при поддержке Императорского русского географического общества готовится к своей первой экспедиции в Абиссинию. К тому времени Николай Леонтьев – уже достаточно известный путешественник, побывавший в Индии, Персии и Афганистане, член Императорского Русского географического общества. В Абиссинию он направляется по инициативе другого известного путешественника – доктора Александра Измайлова. В марте 1894 года экспедиция, номинально – научная, но состоящая из 11 бравых отставников, стартует в Африку. *** По странному стечению обстоятельств заместителе
Николай Леонтьев. На службе негуса Абиссинии Менелика II.
Николай Леонтьев. На службе негуса Абиссинии Менелика II.

Позднее в эфиопской армии звание «деджазмач» было приравнено к «генерал-полковнику».

А пока…

«Из желания показать всему миру, что мы, русские, можем служить родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке» отставной поручик Уманского казачьего полка ККВ (ох уж эти казаки–«отставники», с 3000 десятин земли в херсонских степях) Николай Леонтьев при поддержке Императорского русского географического общества готовится к своей первой экспедиции в Абиссинию.

К тому времени Николай Леонтьев – уже достаточно известный путешественник, побывавший в Индии, Персии и Афганистане, член Императорского Русского географического общества. В Абиссинию он направляется по инициативе другого известного путешественника – доктора Александра Измайлова. В марте 1894 года экспедиция, номинально – научная, но состоящая из 11 бравых отставников, стартует в Африку.

***

По странному стечению обстоятельств заместителем Леонтьева в экспедиции был некий штабс-капитан Звягин. Да и остальные члены экспедиции, не смотря на заявленное ее целью «… изучение течения светил небесных, стран земли, веры, законов, нравов и обычаев народов, на земле обитающих, животных, на земле водящихся, и растений», отличались неплохой выправкой.

В Эфиопии было неспокойно. Италия, один из членов оформляющегося Тройственного союза, претендовала на объявление над ней протектората. Чему всячески противился негус Менелик II, отчаянно искавший союзника в Европе.

У России же в этих краях были свои интересы. Не связанные с колониальной экспансией, наоборот: со стремлением войти в Африку путем поддержки единственного на континенте христианского независимого государства, к тому же близкого православным. Миссия Леонтьева должна была предложить Менелику II отправить в Петербург посольство для установления дипломатических связей.

***

Морем – до Джибути, караваном – до границ, потом на мулах – до Энтото, при поддержке местных французов и скрытом, но от этого не менее эффективном, противодействии итальянцев и англичан, с трудностями, нападениями разбойничьих шаек и голодных хищников, к марту 1895 года миссия Леонтьева добралась до абиссинской (эфиопской) столицы.

Менелик II Леонтьева принял. И тот негуса очаровал. Манерой ли держаться, разговором ли, отсутствием какого–либо пренебрежения, военными ли знаниями, порученной ему миссией – сейчас уже не определишь, что именно превалировало в возникновении у монарха фактически дружеских чувств к посланнику.

Уже в июне 1895 года негус снаряжает в Россию посольство во главе с со своим кузеном принцем Дамто. Сопровождать дипломатов вызвался Леонтьев. К тому моменту он состоял на службе у Менелика II в качестве военного советника, и в этом же качестве подготовил для негуса подробную «Записку об абиссинской армии».

На горизонте уже маячили итальянские штыки…

Информация к размышлению: вот что говорится в дневниках графа Владимира Николаевича Ламздорфа, известного дипломата и помощника министра иностранных дел Лобанова - Ростовского.

Граф любил помещать в дневники копии перлюстрированной секретной переписки иностранных послов в России, а то и секретную переписку начальства: Письмо посла Франции графа Монтебелло князю Лобанову от 8 (20) января 1896 г.

«Мой дорогой князь, вчера вечером я смог лишь очень бегло сообщить Вам о переговорах, которые Италия желает завязать с нами по поводу берегов Красного моря. Вот в двух словах, о чем идет речь. Италия просит нас возобновить переговоры, прерванные в 1891 г. , по поводу уточнения наших границ …к северо-западу от Обока. Для того чтобы получить свободу действий против абиссинцев, Италия хотела бы как можно скорее установить демаркационную линию между сферами влияния наших двух стран в районе, примыкающем к нашей Обокской колонии».

Италия, уже начавшая войну, пыталась обезопасить тылы.

Продолжение следует

Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona