Международный транспортный коридор «Север — Юг» начали строить в 2005 году для того, чтобы соединить российский рынок с рынками Ирана и Индии. Кремль был очень заинтересован в налаживании торговли с последней. Однако к 2023 году цели коридора поменялись, а состав его участников обновился после саммита «Россия — Африка» — теперь поставки будут проходить и через солнечный континент. Неужели это всё была история большого обмана, и действительно ли Африка сможет заменить индийский рынок сбыта? Давайте разбираться.
Индия в дружеской шкуре
Еще в начале века после удушающих девяностых новое правительство в лице Владимира Путина сразу же взяло направление на суверенитет. Были предприняты шаги по выходу из-под американского протектората и обещаний о вечной дружбе. Учитывая что дружбы никакой и не было. Уже в сентябре 2000 года на второй Евро-азиатской конференции в Санкт-Петербурге Россия, Индия и Иран подписали соглашение о международном транспортном коридоре «Север — Юг». Вскоре к МТК присоединились Оман, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Сирия.
«Мы поддерживаем проект международного коридора «Север — Юг», он предусматривает железнодорожное, паромное, автомобильное сообщения, которые мы намерены развивать. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы — ежегодно это до 25 миллионов тонн из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию», — говорил Владимир Путин.
Последней точкой транспортного потока принято было считать Индию. И в самом начале всё так и выглядело:
«Новый МТК позволит в два раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию. Срок прохождения грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал сегодня составляет от 30 до 45 дней, а по коридору «Север — Юг», — от 15 до 24», — сообщала RG.RU.
Но спустя какое то время многие эксперты подсчитав реальные цифры начали высказываться, что транспортный поток для Индии не так уж и важен. К тому-же индусы имеют свои виды:
«Туркестанский маршрут означает доступ к нефти, афганский — усиление индийского влияния в этой стране и регионе, а также путь к перспективным месторождениям. Не случайно индийцы активнее всего лоббируют именно восточный коридор», — пишут «Известия».
И действительно. Индия давно ведет бизнес с США и Старым Светом, причем довольно успешный. Кроме того, Нью-Дели регулярно проводит совместные учения с коллективным Западом и ведёт затяжной конфликт с близкой соратницей Москвы — Поднебесной. Зачем же Индии международный транспортный коридор и для чего Россия на завершающим этапах создания транспортного коридора ввела в игру африканские страны?
Скачать мобильное приложение SFERA:
SFERA — это мессенджер, социальная сеть, сервис знакомств, поиск новых друзей, поиск работы/сотрудников, видео сервис и многое другое.
Все бесплатно, без рекламы. Мы за развитие, мы для думающих людей и мы против деградации.
Свой среди чужих
Напомним, что Индия предоставляла экономические преференции коллективному Западу еще в 2021 году, когда боевых действий на территории восточной страны даже не предвиделось:
«Индийская сторона приостановила участие в программе создания первого индийского истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) на основе российского Су-57», — передает РБК.
В это же время стремительно появляется соглашение о приобретении французских истребителей, причем за довольно большие деньги. Как это трактовать — очевидно. На фоне такой переменчивости индийских партнёров в спектакле под названием международная политика Кремль, видимо начал задумываться об иных вариантах ещё в начале второго десятилетия:
«Москве прошла презентация туристического и внешнеторгового потенциала Республики Сенегал. Примечательно, что в этом форуме участвовали послы и представители торгпредств большинства африканских стран - участниц зоны франка CFA, эмитируемого Французским казначейством с конца 1950-х годов», — писало в 2011 году RG.RU
Ой, опять Сенегал, и опять зона влияния Франции. Но об этом подробнее мы писали здесь. Сейчас всё же о том, что России хочется иметь стабильные перспективы развития этого транспортного коридора. А учитывая историческую любовь индусов менять планы на переправе, нужно иметь запасной аэродром. И он, как вы понимаете, нашёлся, да ещё какой.
А у участников проекта, кроме Индии появилась некоторая уверенность, что инвестируемые деньги идут куда нужно. Деньги в потоке, надо сказать, весьма хорошие:
«Перевозки по МТК в первом квартале 2023 года выросли в два раза, достигнув 2,3 миллиона тонн. В прошлом году по этому коридору перевезли порядка 14,5 миллиона тонн грузов. Чтобы понять, насколько это значимо для российской внешней торговли, сравним показатели конкурирующего коридора — Азово-Черноморского: только сухих грузов через порты этого бассейна было перевалено свыше 121 миллиона тонн, а общая перевалка составила 263 миллиона тонн», — заявил директор департамента стратегического развития Минтранса России Артур Карлов.
Поэтому к растущей кормушке лучше подводить надежных друзей, а после 11 Генассамблеи ООН теплые отношения между Африкой и Россией ни для кого не секрет — об этом мы писали в прошлой статье. Что же в сухом остатке?
«Индийские власти объявили во вторник, что не будут участвовать в проекте создания валюты БРИКС, которая сократит использование американского доллара в международных расчетах», — передает ТАСС.
В то же время Нью-Дели против расширения самого межгосударственного объединения.
Получается, что пока Индия под влиянием исторических настроений (сколько бы она не заявляла об обратном) пытается перетянуть одеяло в БРИКС, Россия и Африка заявляют о новых проектах, расширении торговли и вхождении африканских территорий в МТК, а также об инвестициях. Случайно ли? Да, действия Индии выглядят, как плохая шутка.
Такими темпами, в шутку кто-то из стран и вовсе может предложить заблаговременно создать механизм исключения из БРИКС, например, чтобы не возникло такой же ситуации, как между ЕС и Британией (к слову бывшим суверенном индийской колонии). Но что-то нам подсказывает, что тогда индусам будет не до шуток.
А две богатейшие природными ресурсами стороны света тем временем объединяются и продолжают наращивать как дипломатические, так и экономические связи. Африка уже давно устала от вассального положения и активно свергает прозападную элиту, выбирая прежде всего процветание своего народа. А случится ли подобное с Индией или она всё же останется в секторе влияния золотого миллиарда, вопрос пока открытый.
А две богатейшие природными ресурсами стороны света тем временем объединяются и продолжают наращивать как дипломатические, так и экономические связи. Африка уже давно устала от вассального положения и активно свергает прозападную элиту, выбирая прежде всего процветание своего народа. Таким образом уже совершенно очевидно, что Москва разворачивает логистику дальше на Юг. И, как минимум, Индия уже не конечная точка этого маршрута.
Читайте далее:
Материал создан при поддержке проекта SFERA