Найти тему
Сам Себе Руль

Кратенько про устройство и принцип работы ДВС. Автоазбука для «чайников»

Оглавление
Фото с сайта avtodozorshop
Фото с сайта avtodozorshop

Его сердце пламенный мотор.

Да, да. Именно мотор с легкой руки романтиков автомобилистов называют сердцем автомобиля. Это его самый шумный и самый теплый орган. Не скажу главный, потому что без колес, например, машинка тоже никуда не поедет, хотя, если ехать никуда не нужно, то в принципе можно с этим утверждением согласиться.

ДВС – довольно простой механизм. В его основе лежат принципы, которые и определяют его устройство. На очевидных аналогиях покажу, что не так уж он и страшен. Хотя, более чем за 2 века после изобретения он и оброс различными полезными штучками, но основа осталась прежней.

Современный ДВС. Фото с сайта mixyfotos
Современный ДВС. Фото с сайта mixyfotos

ДВС могут быть очень маленькими и очень большими. Их используют в радиоуправляемых моделях и в огромных карьерных самосвалах. Они могут быть одноцилиндровыми, как на мотоциклах, а могут быть монстры на 24 цилиндра и больше. На мотоциклах самыми распространенные – 1- и 2-цилиндровые ДВС. На автомобилях же – 4-, 6-, 8-цилиндровые.

Придумана уже целая куча модификаций, разбираться с которыми сейчас не имеет смысла. Поэтому даже упоминать про них не буду. Мы здесь, чтобы вообще понять, как устроен двигатель, а не ломать еще неокрепшие мозги начинающего механика.

Из чего состоит двигатель внутреннего сгорания

Не буду мельчить, а покажу, самую суть, основные элементы двигателя и расскажу зачем они нужны.

Самых больших деталей в двигателе три они составляют корпус двигателя.

Корпус двигателя

Очень хитрая и по сравнению с другими деталями весьма массивная конструкция. В корпусе множество каналов, отверстий, предназначенных для крепления остальных узлов мотора, для движения охлаждающей жидкости и смазки. Он состоит из трех больших деталей.

1. Блок цилиндров. Это самая горячая часть. Здесь находятся цилиндры и происходит сгорание топлива.

Блок цилиндров. Фото с сайта n-russia.ru
Блок цилиндров. Фото с сайта n-russia.ru

2. Головка блока цилиндров. Самая сложная часть. Она располагается сверху блока цилиндров. В ней находятся клапаны. Они открываются или закрываются при помощи специального распредвала.

Головка блока цилиндров. Фото с сайта gbc-dvs
Головка блока цилиндров. Фото с сайта gbc-dvs

3. Картер или по-простому поддон. Эта такая крышка, крепящаяся снизу блока цилиндров. В ней находится масло, смазывающее все трущиеся детали двигателя. Его заливают через верхнюю пробку на двигателе и оттуда оно попадает именно в картер.

Картер. Фото с сайта santavod.ru
Картер. Фото с сайта santavod.ru
Любители больше смотреть, чем читать загляните на мой одноименный канал в Телеге. Смотрите, активничайте и общайтесь. Буду рад всех видеть в ТГ "Сам Себе Руль".

Цилиндры

Это такая цилиндрическая полость в корпусе, внутри которой бегает вверх-вниз поршень.

Цилиндры. Фото с сайта fotostrana.ru
Цилиндры. Фото с сайта fotostrana.ru

Клапаны

На один цилиндр их нужно минимум 2 штуки. Один впускает топливную смесь, другой выпускает то, что после её сгорания осталось, то есть дым.

Клапана. Фото с сайта din76.ru
Клапана. Фото с сайта din76.ru

Свеча зажигания

Электрическое устройство, один конец которого находится внутри камеры сгорания. На этом конце расположены 2 электрода, между ними в определенные промежутки времени проскакивает искра, поджигающая топливную смесь. Ко второму внешнему подходит высоковольтный кабель от устройства управления зажиганием. А здесь вы найдете статью про иридиевые свечи.

Свеча зажигания. Фото с сайта avtospetstsentr.ru
Свеча зажигания. Фото с сайта avtospetstsentr.ru

Топливно-воздушная смесь (ТВС)– это туманообразная взвесь из топлива и воздуха, смешанных в определенной пропорции.

Поршни

Представляют себя цилиндры с закрытой верхней частью и полой нижней. Верхняя часть периодически находится в огне воспламененной ТВС. Эта часть, стенки и верхняя часть цилиндра образуют своеобразную камеру для сгорания бензина или солярки. Снизу к поршню крепится шатун.

Поршни. Фото с сайта db63.ru
Поршни. Фото с сайта db63.ru

Шатун

Это такая прочная железка, соединяющая постоянно скачущего туда-сюда поршня с коленчатым валом. Это сделано для того чтобы была хоть какая-то польза от возвратно поступательных движений этого непоседы.

Шатуны. Фото с сайта ufanemec.ru
Шатуны. Фото с сайта ufanemec.ru

Коленвал

Очень хитрое устройство, превращающее движение вверх-вниз во вращательное. Как раз с него и начинается вся магия движения автомобиля. Это, наверное, как-то связано с тем, что колеса всё-таки круглые, а не квадратные.

Коленвал. Фото с сайта vipwash.ru
Коленвал. Фото с сайта vipwash.ru

Маховик

Круглая железная плоская лепешка на конце коленвала, без которой невозможно переключение скоростей на мотоцикле или автомобиле. Он является частью не только двигателя, но и такого сложного узла, как сцепление.

Маховик. Фото с сайта p-e-a.ru
Маховик. Фото с сайта p-e-a.ru

В двух словах про принцип работы ДВС

Представьте себе велосипед с велосипедистом. Представили?

Так вот, обратите внимание на педали и ноги. Педали на оси – это своеобразный коленвал, а две ноги – это поршни. Велосипедист поочередно наживает на педали, передавая усилие на большую звездочку, которая через цепь вращает заднее колесо. В роли двигателя в данном случае человек и педали со звездочкой.

Велосипедист. Фото с сайта skidki-2023.ru
Велосипедист. Фото с сайта skidki-2023.ru

А теперь легко перенести данную аналогию на ДВС. Коленвал и маховик – это педали со звездочкой, поршень с шатуном – это ноги человека, а все остальное в двигателе – это то, что заставляет толкать поршни.

Двигатель внутреннего сгорания в разрезе. Фото с сайта stylishbag.ru
Двигатель внутреннего сгорания в разрезе. Фото с сайта stylishbag.ru

Есть двухтактные двигатели и четырехтактные.

Почему они так называется? Да, потому что полный цикл работы поршня в цилиндре происходит в первом случае за 2 такта, а втором за 4.

Как работает четырехтактный двигатель

1. Первый такт. Поршень опускается вниз и благодаря открытому впускному клапану втягивает топливно-воздушную смесь.

2. Второй такт. Поршень поднимается вверх и сильно сжимает то, что втянул.

3. Третий такт. Когда поршень находится в самой верхней точке и смесь сжата до предела, свечка даёт искру и смесь буквально взрывается. Этот взрыв давит поршень вниз.

4. Четвертый такт. А теперь поршень опять поднимается вверх и выдавливает из камеры сгорания через выпускной клапан отработанные газы.

Работа четырехтактного двигателя. Фото с сайта ligkaskad.ru
Работа четырехтактного двигателя. Фото с сайта ligkaskad.ru

На сегодня пока всё.

Не буду вам забивать голову лишней информацией. Думаю, что этого вполне достаточно, чтобы в общих чертах представлять себе при помощи чего движется ваша самоходная тележка по дороге и что у нее под капотом урчит.

Если вас эта статья раззадорила и захотелось узнать побольше о двигателях и их работе, то поисковики с нетерпением ждут ваши запросы на эту тему.

Я же перед собой в Автоазбуке для "чайников" ставлю цель: коротко, просто и доходчиво рассказать новичкам о таком сложном механизме, как современный автомобиль.

Было ли вам интересно узнать что-то новое о своем автомобиле? Остались ли у вас вопросы?

_________________________________

Поблагодарите меня, если было полезно – поставьте лайк и подпишитесь на меня.

Впереди вас ещё ждет много занимательного, мои любознательные читатели.

👍 А если вам более удобен формат Телеграм, то заходите сюда и подписывайтесь на мой одноименный канал.

________________________________

Читайте дальше. Здесь вся Автоазбука для «чайников»

#устройствоавтомобиля #полезныесоветы #какустроендвигатель #автомобили

Авто
5,66 млн интересуются