Его сердце пламенный мотор.
Да, да. Именно мотор с легкой руки романтиков автомобилистов называют сердцем автомобиля. Это его самый шумный и самый теплый орган. Не скажу главный, потому что без колес, например, машинка тоже никуда не поедет, хотя, если ехать никуда не нужно, то в принципе можно с этим утверждением согласиться.
ДВС – довольно простой механизм. В его основе лежат принципы, которые и определяют его устройство. На очевидных аналогиях покажу, что не так уж он и страшен. Хотя, более чем за 2 века после изобретения он и оброс различными полезными штучками, но основа осталась прежней.
ДВС могут быть очень маленькими и очень большими. Их используют в радиоуправляемых моделях и в огромных карьерных самосвалах. Они могут быть одноцилиндровыми, как на мотоциклах, а могут быть монстры на 24 цилиндра и больше. На мотоциклах самыми распространенные – 1- и 2-цилиндровые ДВС. На автомобилях же – 4-, 6-, 8-цилиндровые.
Придумана уже целая куча модификаций, разбираться с которыми сейчас не имеет смысла. Поэтому даже упоминать про них не буду. Мы здесь, чтобы вообще понять, как устроен двигатель, а не ломать еще неокрепшие мозги начинающего механика.
Из чего состоит двигатель внутреннего сгорания
Не буду мельчить, а покажу, самую суть, основные элементы двигателя и расскажу зачем они нужны.
Самых больших деталей в двигателе три они составляют корпус двигателя.
Корпус двигателя
Очень хитрая и по сравнению с другими деталями весьма массивная конструкция. В корпусе множество каналов, отверстий, предназначенных для крепления остальных узлов мотора, для движения охлаждающей жидкости и смазки. Он состоит из трех больших деталей.
1. Блок цилиндров. Это самая горячая часть. Здесь находятся цилиндры и происходит сгорание топлива.
2. Головка блока цилиндров. Самая сложная часть. Она располагается сверху блока цилиндров. В ней находятся клапаны. Они открываются или закрываются при помощи специального распредвала.
3. Картер или по-простому поддон. Эта такая крышка, крепящаяся снизу блока цилиндров. В ней находится масло, смазывающее все трущиеся детали двигателя. Его заливают через верхнюю пробку на двигателе и оттуда оно попадает именно в картер.
Любители больше смотреть, чем читать загляните на мой одноименный канал в Телеге. Смотрите, активничайте и общайтесь. Буду рад всех видеть в ТГ "Сам Себе Руль".
Цилиндры
Это такая цилиндрическая полость в корпусе, внутри которой бегает вверх-вниз поршень.
Клапаны
На один цилиндр их нужно минимум 2 штуки. Один впускает топливную смесь, другой выпускает то, что после её сгорания осталось, то есть дым.
Свеча зажигания
Электрическое устройство, один конец которого находится внутри камеры сгорания. На этом конце расположены 2 электрода, между ними в определенные промежутки времени проскакивает искра, поджигающая топливную смесь. Ко второму внешнему подходит высоковольтный кабель от устройства управления зажиганием. А здесь вы найдете статью про иридиевые свечи.
Топливно-воздушная смесь (ТВС)– это туманообразная взвесь из топлива и воздуха, смешанных в определенной пропорции.
Поршни
Представляют себя цилиндры с закрытой верхней частью и полой нижней. Верхняя часть периодически находится в огне воспламененной ТВС. Эта часть, стенки и верхняя часть цилиндра образуют своеобразную камеру для сгорания бензина или солярки. Снизу к поршню крепится шатун.
Шатун
Это такая прочная железка, соединяющая постоянно скачущего туда-сюда поршня с коленчатым валом. Это сделано для того чтобы была хоть какая-то польза от возвратно поступательных движений этого непоседы.
Коленвал
Очень хитрое устройство, превращающее движение вверх-вниз во вращательное. Как раз с него и начинается вся магия движения автомобиля. Это, наверное, как-то связано с тем, что колеса всё-таки круглые, а не квадратные.
Маховик
Круглая железная плоская лепешка на конце коленвала, без которой невозможно переключение скоростей на мотоцикле или автомобиле. Он является частью не только двигателя, но и такого сложного узла, как сцепление.
В двух словах про принцип работы ДВС
Представьте себе велосипед с велосипедистом. Представили?
Так вот, обратите внимание на педали и ноги. Педали на оси – это своеобразный коленвал, а две ноги – это поршни. Велосипедист поочередно наживает на педали, передавая усилие на большую звездочку, которая через цепь вращает заднее колесо. В роли двигателя в данном случае человек и педали со звездочкой.
А теперь легко перенести данную аналогию на ДВС. Коленвал и маховик – это педали со звездочкой, поршень с шатуном – это ноги человека, а все остальное в двигателе – это то, что заставляет толкать поршни.
Есть двухтактные двигатели и четырехтактные.
Почему они так называется? Да, потому что полный цикл работы поршня в цилиндре происходит в первом случае за 2 такта, а втором за 4.
Как работает четырехтактный двигатель
1. Первый такт. Поршень опускается вниз и благодаря открытому впускному клапану втягивает топливно-воздушную смесь.
2. Второй такт. Поршень поднимается вверх и сильно сжимает то, что втянул.
3. Третий такт. Когда поршень находится в самой верхней точке и смесь сжата до предела, свечка даёт искру и смесь буквально взрывается. Этот взрыв давит поршень вниз.
4. Четвертый такт. А теперь поршень опять поднимается вверх и выдавливает из камеры сгорания через выпускной клапан отработанные газы.
На сегодня пока всё.
Не буду вам забивать голову лишней информацией. Думаю, что этого вполне достаточно, чтобы в общих чертах представлять себе при помощи чего движется ваша самоходная тележка по дороге и что у нее под капотом урчит.
Если вас эта статья раззадорила и захотелось узнать побольше о двигателях и их работе, то поисковики с нетерпением ждут ваши запросы на эту тему.
Я же перед собой в Автоазбуке для "чайников" ставлю цель: коротко, просто и доходчиво рассказать новичкам о таком сложном механизме, как современный автомобиль.
Было ли вам интересно узнать что-то новое о своем автомобиле? Остались ли у вас вопросы?
_________________________________
Поблагодарите меня, если было полезно – поставьте лайк и подпишитесь на меня.
Впереди вас ещё ждет много занимательного, мои любознательные читатели.
👍 А если вам более удобен формат Телеграм, то заходите сюда и подписывайтесь на мой одноименный канал.
________________________________
Читайте дальше. Здесь вся Автоазбука для «чайников»
#устройствоавтомобиля #полезныесоветы #какустроендвигатель #автомобили