— Да все будет хорошо! Всё как-нибудь образуется, само собой. Ты, главное не переживай! Вот увидишь, всё обязательно наладится! – такие слова очень любит говорить своей жертве хронический спасатель.
Кто такой спасатель? Попробуем вместе с вами нарисовать его психологический портрет.
Спасатель – это одна из ролей в драматическом треугольнике, и он тоже получает свою выгоду в этой деструктивной игре. Если жертва манипулировала жалостью к себе (см. статью «Быть жертвой… удобно?»), то спасатель манипулирует надеждой. Он заставляет жертву верить в чудо, в некое магическое волшебство, которое вот-вот должно произойти. Именно спасатели всех мастей и рангов любят рассказывать истории, что с минуты на минуту должно произойти некое событие и все в мире наладится самым наилучшим образом. Какое это событие? Да любое! Пришествие инопланетян, обретение древнего артефакта забытой цивилизации, внезапное открытие источника самовосполнимой (то есть халявной) энергии, приход к власти справедливого правительства. Уверен, этот список вы можете продолжать до бесконечности… То есть спасатель надевает на жертву розовые очки.
Но мы-то с вами знаем, что розовые очки бьются стеклами внутрь. И человек, уверовав в то, что скоро все поменяется, в ожидании чуда, сложа руки, проводит не день и не два, а годы, если не десятилетия. Результат – потерянное время.
Какие же выгоды приобретает спасатель от этой игры?
Он чувствует свою востребованность. Ведь многим нужна помощь – и спасатель рад эту «помощь» предоставить.
Он удовлетворяет свой инстинкт доминирования, потому как считает свою миссию очень важной. А миссия его – это ни много ни мало – спасти как можно большее количество людей, желательно всё человечество разом… И неважно, что от его спасения всем станет только хуже.
Он получает благодарности в свой адрес, и тем утоляет свой эмоциональный голод.
Важно отметить: жертва и спасатель образуют устойчивую зависимость друг от друга, причем жертва тоже получает выгоды от этих отношений, а именно:
Заботу и внимание.
Разрешение ничего не делать. А зачем? Само все наладится!
Нередко отпетые спасатели так увлекаются своей игрой, что могут заставить верить в некое чудо тысячи людей… а может даже и миллионы. Но это отдельная история для размышления.
— А как же настоящие спасатели? – спросите вы. - Те, кто действительно спасает людей, вытаскивая их из горящих зданий, кто оказывает им первую медицинскую помощь? Неужели они тоже играют в драматический треугольник Карпмана?
— Нет! Деятельность профессиональных спасателей не имеет ничего общего с игрой. Для них помощь людям не ритуал, которым они заполняют жизнь, а процедура. То есть действие, имеющий практический, а не «сакральный» смысл. Пожарник вытаскивает из огня некоего Васю не с целью оказать на него давление и установить токсичные созависимые отношения, а потому что в этом и заключается работа огнеборца.
— Но ведь существуют множество различных социальных служб, которые занимаются помощью бездомным, безработным, алкоголикам, наркоманам; они как же? Играют ли сотрудники подобных учреждений в треугольные отношения?
— Вопрос непростой. Если зарплата пожарной команды не зависит от количества пожаров и спасенных людей, то доход биржи труда, различных ночлежек и прочих подобных организаций напрямую зависит от количества клиентов. То есть чем больше числится людей на бирже, тем больше дотаций получает она от государства. Не будет клиентов – не будет и самой биржи. Поэтому сотрудники этих социальных учреждений не заинтересованы в том, чтобы действительно помочь людям устроится на работу, избавиться от алкогольной и наркотической зависимости.
Соцработники делают вид, что помогают – выдают одно за другим направление на трудоустройство, а безработные делают вид, что интересуются предложенными вакансиями. На самом же деле всем и бирже, и безработным выгодно получать пособие. Заметим, что довольно часто люди, стоящие на бирже труда, работают где-то неофициально.
Аналогичная картина вырисовывается насчет помощи бездомным. Наверняка многие из вас смотрели видео, где блогеры находили какого-то вонючего бомжа с помойки, отмывали его, одевали его, оплачивали ему недели на две гостиницу и брали с него клятвенное обещание найти себе работу. Такие видео очень популярны и в Америке, и в Европе и не мудрено: людям свойственно сопереживание. А что в итоге? В итоге бомж, которого вырвали из привычной среды обитания, пожив нормальной жизнью, возвращается в свою помойку - там ему привычнее. А блогер становится спасателем для очередного бомжа и все повторяется по кругу…
В отношениях психолог – клиент тоже иногда встречается подобная ситуация. Психолог – шарлатан в режиме спасателя не хочет терять клиента и дает ему рекомендации, которые не работают в принципе, а клиент не заинтересованный в улучшении своей жизни, даже не пытается ничего изменить. Они оба получают выгоду – один деньгами, другой эмоциями; поскольку клиент всегда может пожаловаться друзьям что и этот психолог не смог справится с моими проблемами. После месяца такой «совместной работы» они расстаются, и каждый находит то, что хочет: психолог – шарлатан находит очередную жертву, а жертва – точно такого же спасателя.
Какой же вывод можно сделать для того чтобы не втягиваться в роли спасателя в треугольные отношения? Не спешите причинять всем непоправимое добро, а если вас попросили о помощи подумайте, чем это может для вас обернуться в будущем. И если человек после вашего отказа начинает вам пробрасывать манипулятивные крючки:
— Ты же не бессердечная тварь! Ты же поможешь мне! Мы же друзья или я ошибаюсь? – знайте, отказав, вы поступили совершенно правильно и тем уберегли собственные нервы, а может и собственное здоровье.