Чтобы нам ни рассказывали пропагандисты НАСА, "Аполлон" так и не полетел к Луне, и даже не вышел на околоземную орбиту, он упал в Атлантический океан. После того, как отработала и отделилась первая ступень, оставшаяся вторая часть просто упала вниз. Если взять любительское видео, снятое с одной точки, а не профессиональный репортаж с монтажной нарезкой разных планов, то можно даже рассчитать место, куда именно упал "Аполлон". Этим мы сейчас и займёмся.
По крайней мере, есть два любительских видеоролика, где зафиксирован момент отделения первой ступени. Парадокс заключается вот в чём. Согласно НАСА, к моменту отделения первой ступени ракета должна находиться на расстоянии около 115-120 км от космодрома (см. рисунок - расстояние по гипотенузе треугольника).
Но с такого расстояния кинолюбитель с простенькой 8-мм кинокамерой не смог бы увидеть этот момент. Тем не менее, момент отделения был зафиксирован и было видно довольно отчётливо, как после разделения уходит вторая ступень.
Об этом мы рассказали в статье № 218, где подробно разбирали появление инверсионного следа.
В этой статье мы попробуем определить, на каком расстоянии в реальности произошло отделение первой ступени. Для этого сначала определим, с какого расстояния производилась киносъёмка, и какое было фокусное расстояние объектива.
Этот старт «Аполлона-15» взят с Ю-Туб канала SNWombat. Как следует из описания к ролику, старт ракеты с мыса Канаверал снят на кинопленку «Супер-8» 26 июля 1971 года в 9:34 утра по восточному времени. В 2006 году, через 35 лет после съёмок, ролик был оцифрован, переведён в видеоформат. По-видимому, переснимали изображение видеокамерой во время семейного обеда, поэтому за кадром слышны громкие неуместные голоса детей. Звук звенящей посуды и визжащих детей только мешал, и я его в ролике по ссылке отключил.
Где-то с середины 2-минутного ролика показан взлёт «Аполлона-15». После начала взлёта оператор наезжает трансфокатором на взлетающую ракету.
Здесь важно отметить, что трансфокатор даёт всего 4-кратное изменение масштаба изображения. Это немного. Изменение масштаба легко определить по кадрам, где оператор с максимально общего наезжает на крупный план.
Или вот начало и конец плана с "наездом". Изменение масштаба - не более, чем в 4 раза.
Сопровождение летящей ракеты производилось на максимальном "наезде". Чтобы понять, какое это фокусное расстояние, вспомним, какие 8-мм кинокамеры существовали в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века.
Кинокамера Nikon Super Zoom 8 (1966), объектив меняет фокусное расстояние от 8,8 мм до 45 мм, т.е. 5,1-крат.
Кинокамера Canon Auto Zoom 518, год выпуска 1967, объектив 9,5-47,5 мм, 5-кратный.
Кинокамера "Болекс", 4-кратное изменение фокусного расстояния, с 8 до 36 мм.
Японская кинокамера с 2-кратным зумом, 11-22 мм.
Canon 514 XL, 5-кратный зум, максимальное фокусное расстояние - 45 мм.
Кинокамера "Keystone", максимальное фокусное расстояние 36 мм.
Для сравнения - советская 8-мм кинокамера "Кварц 8XL", 5-кратный зум, 8 - 40 мм.
Как видим, максимальное фокусное расстояние у 8-мм кинокамер находится в диапазоне от 36 до 45 мм (у 5-кратных трансфокаторов). Я возьму для расчёта 40 мм.
Угол поля зрения кинокамеры на длинном фокусе (40 мм) можно рассчитать по формуле:
a = 2arctg (d/2f),
где:
a – угол обзора видеокамеры, в метрических градусах;
arctg - тригонометрическая функция (арктангенс);
d – ширина матрицы в миллиметрах;
f – эффективное фокусное расстояние объектива в миллиметрах.
Подставляя в формулу диагональ кадра на 8-мм киноплёнке, равную 6,7 мм, получим угол поля зрения 9,6°.
Оператор держал ракету в кадре на максимальной крупности (кадр справа).
В кадре мы видим только пламя горящих газов. Взяв для сравнения кадры старта "Аполлона-15" с профессиональных телекамер, мы определили, что в первые секунды после старта длина пламени в 2,2 раза больше тела ракеты. Тёмный силуэт ракеты по высоте составляет 95 метров (верхняя тонкая часть системы аварийного спасения не читается). Следовательно, огненный шлейф составляет 210 метров.
Ну вот, теперь у нас есть все данные, чтобы определить, с какой точки снимал оператор своё 8-мм кино. Угол охвата объектива по диагонали 9,6°. Светящееся пламя - 210 метров.
Это светящееся пламя в 15 раз меньше диагонали кадра. Не буду утомлять расчётами. Находим синус угла, под которым видно пламя и получаем 18 км.
По направлению теней в кадре и по траектории полёта ракеты понятно, что съёмка производилась с точки, расположенной к югу от места старта. Сам автор упоминает в описании, что он из Коко Бич. Но расстояние от стартовой площадки до Коко Бич составляет около 34 км. По видимому, съёмка производилась с середины этого расстояния. Оно указано стрелкой.
Там находится DUCK POND - утиный пруд. И рядом мы замечаем взлётно-посадочную полосу.
А в любительском ролике как раз есть кадры низко летящего самолёта.
А теперь мы берём кадры из окончания ролика, момент отделения ступени. Размер ракеты практически сведён к яркой точке. На правом кадре мы видим по середине кадра две светящиеся точки, это 1-я и 2-я ступени.
Вблизи они выглядят вот так:
Но сзади остаётся шлейф. Ширину этого шлейфа определить не сложно. В документальном фильме 1970 года "Moonwalk One" пролёт "Сатурна-5" снят с такого ракурса, что легко определить по отношению к ракете его ширину - примерно 260 метров.
Но поскольку он, повиснув в воздухе, ещё немного расширяется, то мы получаем его реальную ширину около 300 метров.
И вот теперь, зная ширину этого дымового шлейфа, зная фокусное расстояние объектива и его угол охвата, мы получаем просто шокирующие результаты: отделение 1-й ступени произошло на расстоянии около 24 километров от места съёмки. А от места старта по горизонтали - всего 14-15 км. А вот с точки зрения НАСА, до этого места должно быть не менее 115 км.
Ну а дальше, как вы догадываетесь, пустая бутафорская вторая ступень с невидимым пламенем, вместе с 3-ей ступенью, пролетев ещё несколько километров, упала в Атлантический океан.
Посмотрите теперь любительский ролик полёта "Аполлона-15" другими глазами:
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
*
Поскольку результаты немного шокирующие, жду ваших комментариев!