Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, нетривиального отдыха и различных приключений!
Проводя свой отпуск на Русском севере в центре глухого Пинежского края, в Верколе, не могла не обратиться к теме языческих представлений и народных верований, связанных с пинежскими икотиницами или как их в народе называли кликушами.
Эта тема давно интересует меня, и вот на родине этих явлений, я нашла в себе силы и время разобраться в этом загадочном явлении.
Для иллюстрации этой статьи приведу слова Федора Абрамова, уроженца этих мест:
«Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь - икота, которая, правда, сейчас немного поутихла, а еще совсем недавно редкую работную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную - и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса - по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ» - Фёдор Абрамов, 1978 г. «Из колена Авакумова».
То есть писатель, живший в середине прошлого века и уроженец этих мест был хорошо знаком с этим явлением, не грех познакомиться с ним и нам.
О Пинежских икотницах известно давно. Ещё в середине 15 века «Сура поганая» (один из центров язычества и идолопоклонства на русском севере) упоминалась как рассадник икоты и кликушества. Впервые высказал предположение об икоте как о болезни епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в 1785 г. Болезнь это или порча, но ей страдали исключительно женщины и девушки, причём очень часто явление имело форму настоящей эпидемии. Стоило заголосить хоть одной бабе в деревне, глядишь уж все село ревет и икает, а за ним и окрест беда гулять принималась. Вид протекания икоты часто имел бесноватый характер, и приписывался одержимостью бесами, а в тяжелый случаях мог приводить к летальному исходу. Считалось, что порчу подсаживал «знающий» человек или бабка и что это было его родовое проклятье, передаваемое из поколение в поколение. И в случае, если сознательно такой знаток (а знатками на севере иногда называют людей, наделенных особыми знаниями) решит прекратить проклятие своего рода, то будет умирать он тяжело и мучительно неделями, месяцами и даже годами.
Как правило, такие люди кроме умения подсаживать икоту на определение слово или действие, обладали навыками целительства, то есть по сути не были исключительно злыми, а могли и помочь. Но горе тому, кто обидит или не так посмотрит …
В Пинеге дело о напускной икоте периодически разбиралось в судах. Так в далеком 1815 году некто Михайло Чукарев обвинялся в порче икотой своей дальней родственницы Афимьи Лобановой. Интересно, что на допросе Чукарев признался в своем злодействе, откровенно заявив, что действительно порча им напущена на Афимью, за что и был наказан 35 ударами плетью и церковным покаянием.
В 1862 году на Пинежье произошел настоящий народный бунт, во время которого жгли дома колдунов, подозреваемых в порче. Усмирить народные волнения местные власти сами не смогли, пришлось привлекать помощь войск и духовенства.
Даже больше: в 70 х годах прошлого века на Пинеге опять прошла эпидемия этой странной болезни или массовой порчи. В 70-х годах ХХ века Пинежье больше всего страдало от икотной заразы. В одной из деревень Сурского сельского совета, Шуйге, женщины кричали едва ли не в каждом дворе. На тех, кого считали виновными в "подсадке", по словам свидетелей событий, "подавали в суд, их выселяли и преследовали, пытались убить".
По свидетельствам пинежан существует три вида икоты: немая, ревущая и говорящая. Часто одна из видов икоты перерастала в другую, как бы развиваясь и эволюционируя в своей жертве.
Считалось, что икотка - это некая сущность, внешне похожая на плесень или чайный гриб, которую знающие люди при помощи заговоров и ритуалов выращивают на остатках еды или определенных напитков. После того как икотка зародилась, ее «подсаживали» человеку, в котором она будет жить.
Происходит это, как правило, так: заколдованную сущность помещали в квас, морс или пиво (любой безалкогольный напиток) и давали выпить жертве.
После того как сущность попала в своего носителя, она могла принимать различные форму (человека, дабы, мыли и др). О своем внешнем виде икотка могла сама рассказать устами своего носителя. С тем же удовольствием она сообщает свое имя — как правило, человеческое.
Икотка могла расти внутри своей жертвы годами. И вещать она начинала, как правило, не всегда сразу после порчи, иногда она долго молчалп, как бы набираясь сил, и лишь спустя некоторое время заявляла о себе.
Самый длительный срок, зафиксированный этнографами, когда подобная сущность жила в человеке, составлял 32 года (Егорка жил в носительнице 35 лет, а «говорить» начал только последние три года).
Первым признаком незваного гостя является постоянно появляющаяся икота, которую невозможно остановить.
Очевидцы описывали одержимых этой напастью людей следующим образом:
«Жуткое и неприятное зрелище, когда человек вдруг начинает говорить чужим голосом, произнося слова на выдохе, или выкрикивал что-то нечленораздельное, или истерически-злобно хохотать, совершенно не отвечая за свои действия…» Так же пораженный икоткой мог выть волком, мяукать или голосить петухом, в тяжелых случаях упасть и биться в конвульсиях.
А ещё одновременно это явление могло охватить целую толпу на каком либо местном сборище или празднике. Жутковатое зрелище не правда ли?
Симптомы икотки могли бесследно исчезнуть через пару недель после проявления и вернуться вновь спустя год или два, а иногда человек мог маяться приступами этой загадочной болезни десятилетиями.
Икотка всегда знала заранее, когда ее носителю придет срок умирать, и принимала решение сама, уйти ли ей вместе с человеком или «переехать» в новое жилище в виде родственника или знакомого жертвы. Вот почему многие икотницы маялись с этой бедой по несколько поколений. Иногда во время приступов икоты жертва могла выкрикивать и весьма точные предсказания будущего.
Знающие люди могли эту икотку на первых порах снять сами. Для этого одержимому давали местной блевотной травы, запирали в избе, а воды категорически не давали. По свидетельствам очевидцев, вместе с рвотными массами, выходила и сама сущность в виде чайного гриба, лягушки или белых мышей.
Так же если подославший икотку ещё не умер, то он прибегал к дому, где запирали жертву и пытался всеми силами подсадить её обратно. В противном случае ему делалось очень дурно и он сам мог серьезно заболеть.
Спад икотницы пошёл только в последней четверти ХХ века, когда все знающие люди, равно как и одержимые данным недугом, поумирали. Но до сих пор сурян (жителей Суры - одного из центров кликушества на Пинежье) сведущие люди обходят стороной, мало ли..,
Про пинежских икотниц много написано, но в книге Людмилы Егоровой «Дивная Пинега» этому явлению посвящена целая глава, рекомендую почитать.
На этом у меня, пожалуй, все, раскланиваюсь и убегаю, а вы напишите в комментариях знали ли вы о подобном явлении а может быть даже сталкивались с ним лично?
Всегда ваша Морозова💙
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
Моя группа В Контакте